- Насколько вы знакомы со СМИ Кыргызстана и Казахстана. Какие рекомендации вы могли бы дать?
- Кыргызские СМИ я немного знаю: когда-то помогала некоторым вашим коллегам делать Интернет-издания. Казахские СМИ, скажу честно, я знаю гораздо меньше. Насчет рекомендаций я хочу сказать, что никто не вправе давать журналистам рекомендации. Ни их коллеги, ни начальство. Вы лучше всего знаете как устроен ваш мир, как устроена ваша новостная повестка. Можно давать рекомендации или советы по технологии или по организации труда, но по содержанию того, что вы пишите - это дело исключительно местных журналистов. Каждый свою региональную повестку знает лучше. Кто я такая чтобы давать кому-то какие-то рекомендации.
- Как вести себя независимым СМИ когда имеет место тенденция введения цензуры?
- Звонить в редакцию будут всегда, пытаться давить тоже. Журналистика - это то, что не дает власти спокойно сидеть на мягком месте. Это те люди которые нажимают на больные точки. Когда человеку или животному больно - оно всегда огрызается. Это нормально. Другое дело, меня всегда это удивляет, что люди должны понимать, что они занимаются журналистикой. Они занимаются не PR-ом, они не работают в пресс-службе, они занимаются журналистикой. Они должны быть готовы к тому, что будут попытки давления на них. Другое дело противостоять этому - это дело журналистов, ровно потому, что они занимаются своим делом. Журналист стоит на страже интересов общества, а не государства. В любом случае вы служите обществу. А общество и государство не всегда одно и тоже. Если это на благо общество, но государство этим не довольно, вы должны с честью выдержать этот бой. Нападки на прессу будут всегда, нужно быть к этому готовым и нужно уметь разговаривать с властью. Точно также с позиции силы, а не с позиции зависимого человека. За вами ваши читатели, за вами многотысячная или многомиллионная армия читателей. Вы гораздо сильнее чем они.
- Но когда речь идет о центральноазиатской стране это вдвойне трудно...
- Наверно это специфика. Я в своей профессиональной жизни была избавлена от этого. Поэтому ничего не могу сказать.
- В связи с распространением российского телевидения на территории Кыргызстана, часть граждан полагают, что Крым теперь справедливо принадлежит России. В этом немалую роль сыграли и местные журналисты. Как с этим бороться?
- А Вам надо с этим бороться?
- Нам надо давать информацию объективно.
- Для того, чтобы давать информацию объективно, нужно знать две стороны. Законы журналистики гласят, что в случае конфликтных ситуаций, вы обязаны дать мнение двух сторон. Если, например, российская журналистика, в частности, телевизионная, не придерживается этих принципов, вам никто не мешает придерживаться этих принципов. Вам никто не мешает взять телефон в руки и позвонить в Киев, во Львов, в Ровно. Благо, у нас международные звонки не очень дороги. Почему в российских СМИ произошел сдвиг? Потому что украинской стороне не дают слова вообще.
Украинскую сторону представляют определенным образом, но не дают ей высказаться. Мы не видели ни одного реального действующего украинского политика, общественного деятеля, деятеля культуры. А их очень много и любимых народом. Даже Ада Роговцева, ведущая актриса театра Украины, которая придерживается совсем других позиций. Это любимые народом люди.
Вам ничего не мешает представить вторую сторону и таким образом выйти на какой-то баланс. Вас же не просят принимать ничью сторону. Вы должны быть над схваткой. Но есть четкое правило в конфликте - должно быть указано мнение двух сторон. Если вы говорите о местной истории, например, о конфликте в местном театре вы же говорите: «труппа считает так, а режиссер считает так». Почему же в конфликте Украина-Россия вы говорите Россия считает так и замолкаете? Нужно просто давать вторую сторону и баланс сил сдвинется.
- СМИ часто сталкиваются с тем, что не могут освещать какие-либо новости, потому что в новости есть реклама...
- Когда организуется СМИ, первым делом организуется редакционная политика. Это - приказ о редакционной политике, это ваш устав, если говорить о христианах - это ваша Библия, если о мусульманах - это ваш Коран. Это то, что написано золотом в небесах. В нем рассказывается об отношениях с информационными спонсорами, об отношениях с рекламодателями, с участниками конфликта. В той редакции, которой работала я, было написано, что реклама отдельно, контент отдельно. Мы не при каких обстоятельствах не обещаем рекламодателю политику информационной лояльности.
Когда информационная повестка подменяется повесткой «парадной», вместо события которое случилось, журналисты начинают освещать события, которое происходит по воле кого-то. Вот тогда и начинается PR. С другой стороны, когда, например, начинается выставка, на которую придет половина Бишкека, вы же не считаете это PRом, потому что это важное событие. Как только пляшете от события, такие вопросы снимаются.
- Как вы считаете, как быть журналистам в той ситуации, когда вокруг происходят события «по воле кого-то», а редакция требует от него количество новостей?
- Вам не нужно количество, потому что как только люди начинают говорить: «Мы не должны писать меньше 50-ти новостей в день» - это абсолютно развращает журналистское сообщество. Бывают дни, когда не происходит ничего, кроме температурного рекорда, например. Бывают дни, когда происходит очень много всего. Новости - это как погода случается или не случается. В этом смысле журналисты целиком зависят от повестки дня и говорить: «Вот ничего не происходит так давайте же хотя бы это напишем»... Журналист реагирует на острую тему, а реагировать на танцы пиарщиков - это про другую профессию.
- Наверное, многим журналистам редактор говорит, что лента пустая и в эфир дать нечего...
- В таких случаях можно посоветовать редактору выбросится из окна. Это будет как раз несчастный случай, который мы опишем.
- Вы помните, в какой ситуации СМИ Кыргызстана работали при прежнем режиме. Журналистам приходилось давать важные новости под серым заголовком, чтобы только донести до читателя информацию. Вы у себя такое практиковали?
- Это зависит не от журналиста, а от редактора, но если у редактора нет характера на то, чтобы отстоять вашу новость, то что вы можете сделать. Я так не делала, но я вам не советую. Посмотрите, чем это кончилось.
- Как вы оцениваете будущее новостных СМИ, в связи с развитием Интернета и социальных сетей?
- Это зависит, к сожалению, не от новых медиа. К сожалению, это зависит от того, что вы туда пишите. Сколько я занимаюсь журналистикой, столько у нас и угроз. То нам говорили, что нас убьют блогеры, что никто не будет читать СМИ, все будут читать блоги. То нам говорили, что нас убьют форумы и User Generated Content, где читатели будут сами находить новости. Теперь я слышу, что нас убьют социальные сети.
Никто не убьет. Потому что хороший контент сам себя вытянет. В связи с развитием соцсетей меняется сценарий пользователя. Очень многие СМИ повышенное внимание уделяют главной странице, привыкнув, что люди заходят на ресурс с главной страницы. Но из соцсетей они заходят непосредственно на статью, поэтому ваши усилия должны быть направлены так, чтобы читателю было куда уйти из этой статьи. Чтобы самые интересные заголовки, фотогалереи были рядом.
Надо понимать, что люди, которые приходят не с агрегаторов, а соцсетей - они-то как раз идентифицируют ваш бренд. Вот если человек приходит с агегаторов новостей, например, с Яндекса. Он зашел проверить почту, и там зафиксировалось, что он смотрит почту, когда он переходит по новостному заголовку, он вас не идентифицирует, он считает, что прочитал новость на портале. Когда читатель заходит из соцсетей, он должен увидеть вашу страницу. Для этого он должен лайкнуть вашу страницу, или вы должны быть у него во френдленте, он знает вас как своих друзей.
Поэтому, в этом смысле, соцсети работают на укрепление бренда, а с другой стороны, если вам есть, что туда положить, то они все равно будут переходить на вашу страницу. С другой стороны, человек, который сидит в соцсети, приходит и уходит, он вам не даст глубины просмотра, он не будет долго сидеть на вашем сайте как человек, который зашел с главной страницы выискивать новости. Он основной поток важных для него событий считывает с ленты Фейсбука - он увидел у вас интересную новость, зашел, вышел и так далее. Но на самом деле ничего страшного в связи с социальными сетями не происходит. Во всяком случае по нашему опыту. У нас только выросла аудитория с развитием соцсетей и с увеличением их посещаемости.
- Если мы создаем проект и хотим, чтобы он удачно стартовал и набрал хорошую посещаемость, что для этого нужно сделать?
- Для начала составить медиаплан. Если вы хотите широкую аудиторию, то вы идете на футбольный стадион, но не рассчитываете там на интеллектуальную публику на большое понимание. Если вы ресурс, допустим, про культуру - вы должны понимать где такие люди бывают, что они читают кроме вас, чтобы сделать промо на тех страницах, где они бывают. Стандартный выход — это, конечно, популярный почтовый сервис. Встать там заголовочным блоком, но это стоит огромных денег и не приносит лояльности аудитории. Либо вы должны быть настолько скандальны, настолько оригинальны в подаче, что про вас должны заговорить, как про новый тренд.
Я считаю что вертикальный взлет возможен только при начальном капитале на покупку трафика, т. е. на выкуп заголовочных блоков на популярных порталах или на обмене трафиками. Во всех остальных случаях - это как выращивать огород, это медленно. Быстро не бывает вертикального взлета, только за деньги.
- Большое спасибо за уделенное время.