Каковы основные итоги саммита GEN, состоявшегося в Барселоне?
Бертран Пекери: По моему мнению, можно выделить три основных урока саммита GEN. Во-первых, Интернет был разрушителен, но мобильные платформы, включая планшеты, гораздо более разрушительны. Новые платформы (такие как Mashable и Vice) привлекают новую аудиторию лучше, чем традиционные. Все СМИ работают в условиях, когда более 50 процентов их трафика идет с мобильных телефонов, и многие из них не готовы к такой ситуации. Даже The New York Times и The Guardian признают, что они отстают в этой области.
Следующий вывод – редакционная интеграция, ставшая модным словом 10 лет назад, утратила свою актуальность. Сегодня тенденция сместилась в сторону дезинтеграции редакции: конкретные команды для конкретных платформ. Мы используем планшеты не так, как компьютеры, и это требует особого внимания издателей. Редакции (newsroom) становятся "диспетчерскими" (control room) с меньшим количеством сотрудников, сидящих в офисе, и с большим – работающих на местах. Идея "коллективного разума" журналистов, работающих в одной и той же комнате, изжила себя.
И, наконец, еще один главный урок заключается в том, что и у журналистов, и у аудитории есть одни и те же устройства и бесплатные инструменты для редактирования. В этой ситуации люди могут создавать свой собственный "коллективный разум" с помощью массовых открытых дистанционных курсов (МОДК), социальных сетей и обучающих инструментов, предлагаемых небольшими стартапами или крупными IT-компаниями. Хорошим примером этого может быть Google Media Tools.
Насколько актуальны нововведения в редакциях?
Бертран Пекери: Общий уровень профессионального мастерства в редакциях возрос, и теперь можно найти эффективных разработчиков, графических дизайнеров, специалистов по визуализации данных. Журналисты также научились работать с этой новой породой сотрудников. В идеале инновации в редакциях станут реальностью. Этот процесс должны начинать сами команды новостных медиа, а не только выходящие на новый рынок стартапы, такие как Storify, Storyful и другие.
Не следует забывать и о том, что автоматизированная журналистика или журналистика с использованием роботов появится в Европе в 2015–2020 годах. Многим журналистам придется либо освоить новые навыки, либо потерять работу. Этот сдвиг может стать отличной возможностью сосредоточиться на расследованиях, анализе и визуализации данных. Сегодня слишком многие журналисты копируют и публикуют пресс-релизы известных компаний и организаций. Не забывайте о том, что в редакциях международных брендов гораздо больше сотрудников, чем в классической редакции.
Каким вы видите будущее центральных газет через десять лет?
Бертран Пекери: Победит немецкая модель: газета за три или четыре евро в день, ориентированная на элитную аудиторию – людей, которые все еще будут заинтересованы в чтении печатных газет. В таких газетах будут рекламироваться престижные продукты и услуги или предметы роскоши. Такие газеты уже не будут средствами массовой информации, а превратятся в нишевые СМИ, какими они были до 1850-х годов.
В каждой стране останется по одной или две ведущих газеты. Станет невозможным существование четырех-пяти таких газет, как сейчас в Испании, Франции, Италии и других странах. Их успех будет зависеть от способности привлечь читателей, говорящих на данном языке, но живущих за рубежом. Уже сейчас почти 70 процентов аудитории The Guardian (Лондон) проживает за пределами Великобритании.
Какие газеты полностью перейдут в онлайн к 2018 году?
Бертран Пекери: Я не вижу, чтобы ведущие газеты переходили в онлайн, но первыми это сделают финансовые и спортивные издания. Они работают в основном с данными, а это решающий фактор в переходе к работе онлайн.
Это сообщение первоначально появилось на сайте Всемирного форума редакторов и перепечатано IJNet с разрешения. Всемирный форум редакторов – это кросс-платформенное сообщество, цель которого – эффективная, высококачественная журналистика, расширение прав и возможностей редакций с помощью различных программ, которые должны вдохновлять, способствовать коммуникации и обмену информацией
Сара Топорофф – стажер, занимающаяся маркетингом и коммуникациями во Всемирном форуме редакторов. Следите за ней в Twitter @SJToporoff.