В основу отчета легли интервью и исследования «в полях» на базе 20 ньюзрумов и журналистских организаций в США, а также данные от локальных радиостанций и телеканалов Америки.
Основные тренды
В США по-прежнему не все новостные службы, телеканалы и радиостанции используют digital-инструменты для подготовки репортажей и передачи данных, хотя сейчас существует множество недорогих решений. Главные редакторы и продюсеры продолжают держаться за привычные методы подготовки новостей, хотя и знают о том, что социальные медиа и онлайн-маркетинг охватывают аудиторию, в разы большую, чем привычные оффлайн-каналы.
Награды в области журналистики и тематические конференции для профессионалов создают впечатление, что освоение журналистики данных и цифровых инструментов вышло на качественно новый уровень. Проблема в том, что пока крупные СМИ и ассоциации журналистов говорят о победе цифровой журналистики, мелкие радиостанции, провинциальные телеканалы и региональные медиа-компании продолжают оставаться в аналоговом мире.
Локальные оффлайн-медиа ссылаются на нехватку бюджета, людей и времени как основые сдерживающие факторы. Но проблема в освоении digital-инструментов заключается не в деньгах или времени, а в инфраструктурных проблемах и культурных стереотипах. Непонимание и нежелание менять привычки в подготовке материала — вот ключевая проблема региональных СМИ.
Локальные медиа, которые всё-таки освоили digital, возглавляют люди, готовые идти на непростые меры по смене фокуса в освещаемых новостях и расстановке приоритетов между инфоповодами, важными для «цифровой» аудитории и для «аналоговой» ее части.
Кого надо «кормить»
Фраза про «козлов, которых надо кормить» принадлежит главному редактору американской радиостанции WTOP-FM Джиму Фарли, который стоит «у руля» радиостанции уже 17 лет и сделал ее одной из самых коммерчески успешных станций в США. Ее можно не только послушать в эфире обычного приемника, но и на интернет-сайте и даже при помощи своего мобильника (о чем ежечасно не устает напоминать реклама на ее волнах). Но причина успеха кроется не только в настойчивой саморекламе.
Что бы ни произошло: перестрелка в деловом районе, выход новой модной коллекции одежды, политический скандал «в верхах» — эта радиостанция сообщает о новостях раньше, чем сайт Washington Post и большинство федеральных телеканалов или радиостанций.
Радиостанция использует цифровые инструменты поиска, обработки, передачи и подготовки информации, чтобы обставить «аналоговых» конкурентов. По словам главреда WTOP, 24 в сутки круглый год надо чем-то «кормить козлов», которые ждут свежей «жвачки». Под «жвачкой» остряк-редактор имеет в виду новости и проверенную информацию из самых разных источников, даже если корреспондент станции пока не прибыл на место событий.
Несмотря на обнадеживающую статистику роста цифровых просмотров, существует ряд барьеров, которые сдерживают проникновение digital-инструментов в современных службы новостей.
Барьеры приоритетов
Аналитики отмечают, что по мнению главных редакторов СМИ и продюсеров медиа-ресурсов, digital — это дополнительные «свистелки», дополняющие традиционный формат подачи новостей и не имеющие права на существование в качестве отдельной формы.
Это приводит к тому, что команды digital-специалистов занимаются «репродукциями», а не созданием оригинального контента. Вместо историй в интерактивном формате и качественной инфографики как самостоятельного жанра они создают цифровые копии аналоговых новостей. Эффективность такой «работы» с digital-инструментами невелика.
Организационные барьеры
У новостников часто не хватает технических навыков для того, чтобы совместить производство и распространение контента с запросами аудитории, рекламодателей и подписчиков. Особенно если речь заходит о мобильных платформах, интерактивных сайтах и «сторителлинге».
Системы публикации, редактирования и совместного создания контента нуждаются в квалифицированной поддержке. Также надо учитывать рекламные метрики, показатели посещаемости, особенности работы тех или иных движков и удобство их использования журналистами и редакторами.
Спрос на журналистику данных
Один из главных приоритетов сейчас для СМИ — журналистика данных и создание интерактивных историй. Инфографика, интерактивная хроника и динамические диаграммы способны рассказать о политических или экономических событиях намного больше, чем скучный «сухой» текст с парой статичных картинок.
Визуализация историй и сочетание традиционных журналистских приемов с цифровыми технологиями, взятыми у блогов и социальных сетей, — залог интереса пользовательской аудитории и повторного потребления одного и того же контента в течение длительного времени.
Именно поэтому репортер, которые способен использовать инструменты редактирования и оформления цифрового контента, сейчас ценнее, чем репортер с диктофоном, который просто пишет тексты без навыков использования digital.
Инструменты, которые стоит взять на вооружение
Для начала работы с digital аналитики рекомендуют новостникам использовать следующие инструменты: