DNS — система доменных имен (Domain Name System), которая позволила использовать адреса в привычном сегодня буквенном формате, появилась в 1984 году в США. Первые домены верхнего уровня были созданы годом позже, каждый из них имел своё предназначение, например: .COM — для коммерческих компаний, .INT — для международных организаций, а .EDU — для образовательных проектов. Позднее, одновременно с распространением интернета по всему миру, стали появляться национальные, географические домены, соответствующие названиям стран и других географических объектов, например, .UK или .JP. Доменная зона .SU была создана специально для СССР, а после его распада у России появилась зона .RU. Следующий этап расширения реестра доменных зон был связан с потребностью учесть языковые особенности стран, национальные языки которых отличались от традиционной латиницы. Так Россия стала обладательницей кириллической доменной зоны .PФ, которая за пять лет существования разрослась почти до 850 тысяч активных доменов. |
Доменная индустрия имеет четкую систему правоотношений. Во главе отрасли располагается международная некоммерческая организация ICANN, которая сотрудничает с национальными регистратурами. В России такой организацией является Координационный центр национального домена сети Интернет. Среди его основных функций — управление национальными доменами верхнего уровня (в нашей стране это .RU и .РФ), разработка регламентирующих документов и аккредитация регистраторов национальных доменных зон. Именно к регистраторам напрямую или к их посредникам — реселлерам, нужно обращаться, чтобы зарегистрировать доменное имя.
Процесс регистрации доменного имени сегодня максимально упрощен. Стать администратором домена можно, буквально не выходя из дома, воспользовавшись онлайн-услугами аккредитованных регистраторов. Несмотря на то, что каждая доменная зона может иметь свои правила регистрации, в большинстве случаев пользователю не понадобятся никакие документы, в отдельных случаях регистратор может потребовать копию паспорта или свидетельства, подтверждающего статус юридического лица. Сам процесс состоит из трех основных этапов: выбор доменного имени, подача заявки регистратору и оплата услуг по регистрации домена.
Теоретически создание собственного домена верхнего уровня возможно. В 2011 году корпорация ICANN объявила о начале программы New gTLD, в рамках которой любая организация могла подать заявку на открытие собственных доменов верхнего уровня. Это сложная процедура с технической точки зрения, требующая времени и серьезных финансовых вложений. Логично, что в рамках программы собственные TLD создали успешные коммерческие компании, такие как «Яндекс» и Canon. Прием заявок на New gTLD был окончен еще в 2012 году, теперь желающим завести собственный домен верхнего уровня придется ждать открытия новых программ.
Однако, из двух тысяч поданных заявок было одобрено свыше 1300, и в прошлом году начали появляться первые New gTLDs, поэтому, несмотря на сотни миллионов существующих доменов во всем мире, тесно сайтам в интернете не будет.
Самые дорогие доменные имена в мире сегодня оцениваются в десятки миллионов долларов. Среди них есть как адреса действующих сайтов (Insurance.com, Vacarionrentals.con, Privatejet.com, Internet.com), так и домены, выставленные на аукцион, например, Holiday.com с заявленной ценой 37 млн долларов. Большой интерес у домейнеров вызывает и пикантный адрес Sex.com, стоимость которого составляет 13 млн долларов. За двадцать лет своего существования он неоднократно становился предметом судебных тяжб между его законными администраторами и другими лицами, заявляющими о своих правах на домен. Три года назад специально для «взрослых» ресурсов была создана зона. ХХХ, поэтому страсти вокруг Sex.com должны поутихнуть, поскольку для создателей «клубничных» интернет-проектов появляется множество не менее интересных вариантов доменного имени. |
Красота — понятие субъективное, однако, «красивое» доменное имя имеет четкие параметры. Это лаконичность, запоминаемость, образность и соответствие названия сайта деятельности компании или лица, которому сайт принадлежит. Например, РЫБА.РФ или FISH.RU — самое подходящее имя для сайта компании, которая занимается рыбным производством. Такое имя называют родовым.
Основной фактор, который сегодня может повлиять на стоимость «красивого» доменного имени — это доменная зона, в которой сайт будет зарегистрирован. Если пользователь хочет разместить сайт в одной из старейших зон интернета, например, .COM или .NET, то следует понимать, что большинство родовых имен в этих зонах уже зарегистрировано. Поэтому получить такое имя можно только обратившись на вторичный рынок доменов и перекупив уже существующий домен у владельца. Кроме высокой стоимости, минус этого подхода в том, что старейшие зоны не указывают на характер деятельности расположенного в ней ресурса. Например, если компания «Ромашка», работающая в цветочном бизнесе, разместит свой сайт в доменной зоне .COM или .NET, то такое имя не будет отражать специфику отрасли компании, в отличие от доменной зоны .FLORIST.
Но существует второй, более экономный и выигрышный вариант. Благодаря уже упомянутой программе New gTLD открылась регистрация в новых доменных зонах, каждая их которых задает определенную тематику, например, .CASH, .FISH, .COOKING, .HORSE и другие. Регистрация в новой доменной зоне позволяет, во-первых, получить желаемое красивое имя по действительно доступной цене, а во-вторых , разместиться в специализированной зоне, которая в отличие от .COM, или .RU, будет подчеркивать содержание регистрируемого сайта.
Оценивать качество домена только по его стоимости — в корне неверно, тем более сейчас, когда возможности выбора и регистрации красивого имени растут с каждым днем.
Считать, что домен приобретается один раз и навсегда — это большая ошибка: доменное имя нельзя приравнять к собственности. Под регистрацией доменного имени подразумевается только внесение в реестр регистратора записи об администраторе на заранее определенный срок: до одного года в доменной зоне .RU и до 10 лет в любой международной зоне. Фактически это не владение доменом, а право администрирования с преимуществом продлить это право, если соблюдаются все условия договора.
Известным организациям особенно часто приходится принимать участие в судебных спорах, защищая свою интеллектуальную собственность. Компания Google — один из ярких примеров. Однажды компания подала иск против владельца созвучного домена Groovle.com, однако суд был проигран. А вот в судебном споре против обладателя десятков доменных имен, содержащих слово googler: Lyricsgoogler.com, Foodgoogler.com, Businessgoogler.com и т. д., — компания одержала победу. Выступая в роли ответчика в суде, владелец доменов заявлял, что слово googler имеет множество значений, среди которых человек, осуществляющий поиск в интернете, игрок в крикет, а также вариация имени героя детского мультфильма «Барни Гугл». |
Даже если речь идет о новой услуге на рынке доменов, «передаче домена по наследству», это не значит, что приобретённый «семейный» домен, как любая семейная реликвия, хранится у главы семьи всю жизнь и переходит по наследству от отца к сыну. Это определенный пункт договора, который позволяет администратору обозначить передачу домена конкретному лицу в случае определенных обстоятельств, в том числе, утраты жизни. Но этот пункт прекращает действие одновременно с истечением срока или закрытием договора (например, если домен не продлевается).
Невозможность стать обладателем домена навсегда в первую очередь обусловлена быстроизменяющимися технологиями в интернет-индустрии, и доменная индустрия, как часть инфраструктуры, должна соответствовать этим изменениям.
При формировании адреса, который планируется зарегистрировать, проявление фантазии только приветствуется. Но нужно понимать, что существуют определенные регламенты регистрации доменного имени: длина, язык написания, ограничение по доменной зоне, в которой он расположен. Например, зарегистрировать домен ADRES.KAKHOCHU невозможно. Просто потому, что доменной зоны .KAKHOCHU в настоящее время не существует. Что касается ограничений по длине, в новых зонах доменное имя должно состоять не менее чем из двух символов. В старейших доменных зонах все имена короче шести символов уже зарегистрированы.
Кроме технических ограничений, помешать регистрации домена могут еще два фактора. Первый — имя, которое выбрано для регистрации, уже содержится в реестре регистратора. И второй — совпадение доменного имени с адресами, входящими в стоп-лист — перечень доменных имен, запрещенных к регистрации. В открытом доступе найти стоп-лист невозможно, поскольку он содержит в себе много нецензурных выражений и жаргонизмов. Если вдруг выбранное пользователем доменное имя будет соответствовать запрещенному, регистратор сразу уведомит его об этом.
Самый первый скандал в доменной индустрии, случившийся в 1994 году, связан с сайтом известной сети ресторанов быстрого питания McDonald’s. Американский журналист, сотрудник издания NewsDay, зарегистрировал домен mcdonalds.com на своё имя и написал об этом в газете шуточную заметку. В обмен на доменное имя журналист предложил McDonald’s заняться благотворительностью и создать в одной из школ Нью-Йорка компьютерный класс. Сделка между первым в истории киберсквоттером и известной компанией благополучно состоялась и каждая из сторон получила желаемое, а киберсквоттинг, как форма мошенничества в Сети, продолжил свое развитие, но, к сожалению, уже не со столь добрыми намерениями. Уже к концу 1994 года сотни доменов, совпадающих с именами известных организаций, были зарегистрированы на лица, не имеющие к этим компаниям никакого отношения. |
Домейнерами в обиходе называют как регистраторов, так и их партнеров, реселлеров и частных специалистов в этой области. Среди последних, действительно, есть и киберсквоттеры, но приравнивать всех домейнеров к киберсквоттерам некорректно.
Киберсквоттеры — это недобросовестные специалисты доменной индустрии, которые зарабатывают на регистрации доменных имен, содержащих существующую, но не принадлежащую им торговую марку, фамилии известных людей или просто популярные родовые имена сайтов с целью дальнейшей перепродажи. Регистраторы же и их официальные партнеры не являются владельцами доменов, а лишь выполняют функцию внесения регистрируемых имен в реестр.
Совмещение деятельности регистратора и киберсквоттера противоречит нормам ведения доменного бизнеса и правилам регистрации доменных имён. Тем не менее, нарушения все-таки происходят. Подобная ситуация возникла при старте открытой регистрации в доменной зоне .РФ, когда один из регистраторов занимался перепродажей «красивых» имен. По итогам нескольких судебных споров с Федеральной антимонопольной службой регистратора признали виновным в недобросовестной конкуренции и обязали выплатить штраф в несколько сотен миллионов рублей.