Воронежские власти оказывают давление на районные СМИ. Об этом генпрокурору Юрию Чайке сообщил в письме глава Союза журналистов России Всеволод Богданов и попросил оценить законность действий чиновников. В районных газетах Ленинградской области со свободой слова, похоже, тоже не все в порядке.
Глава Союза журналистов России Всеволод Богданов обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой оценить законность действий воронежских властей, которые, по его данным, оказывают на районные СМИ административное и финансовое давление. Лениздат.Ру решил узнать, как обстоят дела в районных изданиях Ленинградской области, не пытаются ли местные власти региона давить на главных редакторов.
Корреспонденту Лениздат.Ру удалось пообщаться с редакторами или их заместителями порядка десяти районных изданий. Почти все заявили о том, что со свободой слова в районных изданиях все в порядке. Правда, при этом мало кто согласился прокомментировать случаи давления на СМИ воронежских властей. И только один недавно уволенный редактор высказал отличную ото всех других точку зрения, которая приоткрывает завесу тайны.
Как рассказал Дмитрий Ларькович (газета "Время", Кингисеппский район), он работает главным редактором почти 15 лет, читает материалы о ситуации в других регионах, общается с коллегами и может утверждать, что в Ленинградской области нет никаких жестких рамок. И если присылают информацию из областного Комитета по печати, то, по словам Ларьковича, всегда говорят: можете ее использовать на ваше усмотрение — ставить в номер полностью, использовать в обзорах, сокращать или не публиковать.
"Но некоторые газеты (не буду их называть) такой подход чересчур расслабляет, опьяняет что ли свободой, — полагает редактор. — Берут, к примеру, всего 100 строк о жизни правительства или другую официальную информацию и ставят среди рекламных объявлений. Я считаю, что это хамство, тогда уж лучше совсем ничего не публиковать". Он также добавил, что они нередко публикуют письма читателей, в которых в том числе критикуется деятельность областных чиновников. Но всегда встает этический вопрос: насколько далеко можно зайти, критикуя того, кто, собственно, помогает тебе не только морально, но и материально.
Совершенно другие отношения у газеты "Время" с местной властью. Вот уже почти 12 лет, по словам Дмитрия Ларьковича, они фактически не получают из местного бюджета ни копейки. "Тяжело, конечно, в материальном смысле. Но зато никогда совершенно не сомневаемся: ставить ли какое-то резкое письмо или фельетон о работе районных чиновников", — говорит он.
Что касается Воронежа, то, на взгляд редактор "Времени", все очень просто: "Кто тебя кормит, того ты не будешь критиковать, сколько положено печатать официальной информации, столько и будешь! Я не знаю размеров их субсидий, может быть, там газеты вообще на 100% финансируются из госказны, и о чем тогда речь? Хочешь жить по своим понятиям — не ходи с протянутой рукой и не кормись из чужой!"
"Местная администрация на нашу газету не давит, если они что-то хотят опубликовать, то просят, — рассказала главный редактор газеты "Лодейное Поле" (Лодейнопольский район) Валентина Яфанова. — Мы идем им навстречу".
Не оказывает никто давление и на издание "Рабочее слово" в городе Пикалево. По словам заместителя директора — главного редактора газеты Ольги Орловой, они получают электронную рассылку от властей, которую используют для полосы "Регион Северо-Запад". Но материалы для нее отбирают самостоятельно: то, что считают интересным для читателей. "А с муниципалитетом мы работаем по договору — выпускаем для них "Вестник муниципальный" как приложение к газете, но они его оплачивают", — сообщила Ольга Орлова.
Не зависит ни от кого и "Гатчинская правда". Как рассказал главный редактор газеты Лазарь Куляхтин, у них автономная некоммерческая организация и с местными властями они работают по договорам. Также по договорам издание работает с правительством Ленобласти: "Гатчинская правда" публикует определенное количество материалов, присланных властями, а администрация оплачивает им 70% необходимой бумаги.
Нет проблем с цензурой и в газете "Выборг". "У нас последние пять–семь лет стало тише, спокойнее и нет каких-то проблем, о которых бы я с болью могла сказать, — сообщила главный редактор газеты "Выборг" Ирина Иванова. — Нас ни площадью, ни темами не прижимают. И в любом случае мы можем договориться и друг друга понять".
Что касается ситуации в Воронеже, то, как отметила Ирина Иванова, очень печально, что, как в старые времена, на газеты пытаются снова оказывать давление. "Хотелось бы думать, что эти времена в прошлом и власть начала понимать, что такие методы к СМИ не применимы", — добавила она.
О том, что с властями нужно уметь вести диалог, сказала и главный редактор газеты "Терра-пресс" (Сосновый Бор) Нина Кармалитова. "Если не зациклен на том, чтобы по любому поводу ее (власть. — Ред.) подлавливать, то за тобой всегда признают право иметь свое мнение, в том числе и право критиковать, — считает она. — Могу сказать, что и со мной бывало, когда мэр на повышенных тонах спрашивал: "Обязательно ЭТО в газету было тащить?" На что я с улыбкой отвечала: "А вы не делайте ЭТОГО!" Ну а если готовились какие-то острые публикации и городское начальство настоятельно предлагало их не ставить, я всегда говорила: запретите мне официально, на бумаге — и на этом разговор, как правило, заканчивался".
Сейчас, по словам Нины Кармалитовой, у них в учредителях только областное правительство и коллектив издания. "Поэтому со стороны муниципальных властей никакого давления мы не испытываем, поскольку у них практически и нет рычагов давления (ну разве что аренду поднять!)", — рассказала она. Что касается областных властей, то с Комитетом по печати у "Терры-пресс" заключены договоры, в рамках которых пресс-центр правительства присылает материалы для публикации. Причем власти не контролируют, какие из присланных материалов ставят в газету, а какие — нет. "Хотя могут прислать материал "для обязательной публикации", — добавила редактор.
С происходящим в Воронежской области, по мнению Нины Кармалитовой, нужно разобраться— как там выстраиваются отношения между СМИ и властями. "Если власти платят газетам деньги, то, извините, их нужно честно отрабатывать. Если же нет — тогда, безусловно, никакого давления быть не должно и свою позицию нужно отстаивать, — считает редактор. — Возможно, ситуация такая, что кто-то должен вмешаться со стороны. В этом смысле действия Союза журналистов можно только приветствовать, независимо от того, какой будет результат — потому что на местах защитить районку больше некому".
И, по всей видимости, некому защитить районку не только в Воронеже, но и в Ленинградской области. По крайней мере об этом свидетельствуют слова Геннадия Малышева, недавно уволенного с должности генерального директора издательского дома "Кириши" (Киришское телевидение, радио "Кириши", газета "Киришский факел").
По его словам, область не давит на СМИ, а на местах — не так открыто, но давление есть практически во всех газетах. "И не дай бог что-то в газете не понравится главе района или другому руководящему работнику — поднимут шум. Такова ситуация практически во всех газетах, которые являются официальными, поскольку финансируются из районных бюджетов, — рассказал Малышев. — Вот в Тихвине Николай Ливанский сделал АНО, все отношения, кроме договорных, с администрацией прекратил и чувствует себя более менее свободным".
А если не сложились отношения, могут, по словам Малышева, и уволить. Пример тому — уволенный после муниципальных выборов осенью 2009 года главный редактор газеты "Ладога" Георгий Манкуни. Его убрали с приходом новых властей, с которыми у него не сложились отношения. Хотя в настоящее время, как сообщила Лениздат.Ру заместитель главного редактора газеты "Ладога" Тамара Сапожникова, в издании нет никакой цензуры и они достаточно демократично работают с властями.
Да и сам Геннадий Малышев, судя по его рассказам, живет от команды до команды. "Как приходит новая команда, меняются правила игры. Позапрошлая власть приходила — у меня газету ("Киришский факел". — Ред.) отобрали, оставили на полиграфии. Потом следующая власть сменилась, пришла новая команда — попросили возглавить эти средства массовой информации, учитывая мой опыт и знание дела. В прошлом году новая пришла власть, которой мое руководство, видимо, не понравилось", — поделился Геннадий Малышев.
"И так во всех районных центрах Ленинградской области: в официальных газетах живут, кто как сумеет построить отношения с властью, но отстоять свою точку зрения очень тяжело", — отметил бывший глава издательского дома и привел в пример события, которые произошли после его увольнения. Недавно телевизионщик, молодой парень, только что закончивший Институт экономики и управления, делал сюжет о торжественном мероприятии в честь приближающегося Дня Победы. "И в нем парень немного неправильно расставил акценты: там, конечно, основную скрипку играла власть и депутаты, а он отдал предпочтение организации праздника КПРФ. Так нужно ведь разобраться и все объяснить, подсказать журналисту. Но замглавы администрации ничего не нашел более умного, чем принародно его оскорбить", — сообщил Геннадий Малышев. И молодой человек, по его словам, правильно сделал: подал в милицию заявление по поводу хамства, грубости и оскорбления личности.
По сравнению с Петербургом, в Ленинградской области положение со свободой слова обстоит намного хуже. В регионе едва прослеживаются характеристики свободной прессы,
считают эксперты Фонда защиты гласности. По их мнению, в области как было проблематично со свободой слова, так и осталось.
Кризис только обострил ситуацию, поскольку его особенно остро ощутили как раз независимые СМИ — телестудии в районах, некоторые небольшие газеты, которые практически разорились. Издания, связанные с властями, вздохнули с облегчением — конкурентов меньше. Кроме того, в Ленобласти усилилась тенденция к завуалированной цензуре.
По-прежнему в регионе журналистов делят на своих и чужих. Своим что-то еще говорят, чужих в вежливой форме посылают в другие ведомства или просто отмалчиваются.
Ирина Смирнова
Lenizdat.ru