Изначально трансляцию планировалось показать еще в понедельник, 29 марта, однако, как объяснил глава "Петербургского часа" Михаил Великосельский, по ряду объективных причин показ пришлось перенести на неделю. "В понедельник в Москве произошли теракты, мы не сочли возможным показывать церемонию в этот день, как и во вторник, когда были назначены траурные мероприятия, — рассказал он. — В среду состоялся отчет губернатора Петербурга перед Законодательным собранием, а в четверг вышел "Диалог с городом". Осталась пятница — к этому дню уже скопилось достаточно много новостей, обойти которые было невозможно, пояснил он. "Именно поэтому нам пришлось еще больше урезать трансляцию "Золотого пера".
Так, под сокращение попала пародия на лидера ЛДПР Владимира Жириновского в исполнении артиста Алексея Федотова, показанная в начале церемонии награждения. Напомним, что приглашение политического деятеля на "Золотое перо — 2009" стало яблоком раздора между председателем наблюдательного совета конкурса Андреем Константиновым и членом Союза журналистов Даниилом Коцюбинским, в результате чего последний вышел из Союза. В телеверсии вместо пародийного номера прозвучал комментарий Константинова, который обратился к медиасообществу с призывом к единению. "Мне кажется, важно, что на этой площадке встречаются представители всех слоев нашего медиасообщества. И я хочу, чтобы мы дальше двигались по дороге к своеобразным Олимпийским играм, где оценивается только профессионализм и забываются все личные распри, — отметил он. — Так должно быть. Если этого еще нет пока, мы движемся в этом направлении".
Не увидели зрители "Петербургского часа" и благодарственных слов некоторых из победителей конкурса: представителей Балтийской медиагруппы (гендиректора — главного редактора 100ТВ Андрея Радина, гендиректора — главного редактора "Невского времени" Михаила Иванова и автора и ведущего аналитического канала "Отражение" на 100ТВ Сергея Ачильдиева) и историка и журналиста Льва Лурье. Причем слова благодарности Лурье не попали в телеверсию дважды: когда он получал награду в номинации "Лучшая публицистическая программа / документальный фильм" и когда его награждали за победу в Гран-при. (Слова благодарности журналистов, не попавшие в трансляцию)
Для Михаила Иванова то, что его слова не попали в телеверсию, стало неожиданностью. "Не могу сказать, с чем это связано, не знаю. Я абсолютно точно помню, что выступал с благодарственным словом, как, впрочем, и все остальные. Почему в итоге наши комментарии не прозвучали, не имею представления. Наверное, какие-то причины сделать это все-таки были", — полагает он.
"Честно говоря, мне сложно это прокомментировать. Не могу отвечать за контент Пятого канала", — отметил Андрей Радин. Он добавил, что не видит в произошедшем какой-то политической составляющей, поскольку то, что он сказал, не было никоим образом связано с политикой. "Просто хронометраж "Петербургского часа" не резиновый, — пояснил Радин. — Думаю, что люди, которые монтировали эту программу, вольны определять, что им поставить в эфир, а что — нет. Если бы вы мне не сказали, я бы об этом даже и не узнал".
Что касается Льва Лурье, то он сообщил, что не придавал бы вырезанным словам особого значения. "Я сам много раз монтировал передачи и никаких злонамеренных действий в произошедшем не вижу по той простой причине, что журналистам необходимо было уложиться в определенное время, вот и все", — пояснил Лурье.
По словам Михаила Великосельского, сокращения были вынужденными и носили технический характер. Он напомнил, что церемония "Золотого пера — 2009" включала 15 программных и ряд специальных номинаций, среди которых призы губернатора и Законодательного собрания. "В результате мы включили в трансляцию только выступления номинантов, непосредственно вручение наград и ответное слово победителей". Показать благодарственные слова всех победителей, по словам главы "Петербургского часа", помешал интершум (фоновые звуки. — Ред.). "Подавляющее большинство коллег уже после третьей номинации вели себя достаточно шумно. После просмотра снятого материала мне хочется посоветовать Союзу журналистов Петербурга изменить формат мероприятия и проводить награждение в зале, где не были бы накрыты столы, а после церемонии приглашать журналистов на фуршет", — отметил он. У меня не было большого выбора и политического желания кого-либо отвергать или же выделять кого-либо из победителей, также пояснил Михаил Великосельский. "Но, конечно, главная причина в том, что мы показывали трансляцию в пятницу — со времени запланированного показа прошло четыре дня. Мы были вынуждены сокращать материал почти механически", — резюмировал он.
По мнению корреспондента петербургского бюро радио "Свобода" Виктора Резункова, официальные телеканалы — а Пятый канал сейчас стал именно таким — проявляют формы цензуры настолько странные, микроскопические и нетривиальные, что их сложно охарактеризовать. "Даже если это было сделано исходя из цензурных соображений, то это выглядит просто нелепо. Причины исключения персонажей из трансляции могут носить только характер предположения", — отметил он.
"Мне кажется, что это не политическая цензура, а в первую очередь проявление межкорпоративных взаимоотношений между людьми, которые руководят "Петербургским часом" и Балтийской медиагруппой", — добавил Виктор Резунков.
Завершило телеверсию "Золотого пера — 2009" напутственное слово губернатора Валентины Матвиенко, снятое журналистами "Петербургского часа" до начала мероприятия, хотя сама губернатор пробыла на церемонии полчаса. Обращаясь к собравшимся, она заметила: "Прежде всего хорошо, что есть такая премия. Журналистам всегда важно получать оценку, признание своих коллег по цеху. Здесь собираются лучшие журналисты города, это реальная борьба за призы и номинации, и с каждым годом количество номинантов, которые представляют свои работы, растет". Губернатор также сказала, что "ленинградская, петербургская журналистика всегда была особой, у нее был свой стиль, свое перо, свой образ". Оценила Валентина Матвиенко и уровень петербургских журналистов: "В целом я хочу сказать, что у нас очень профессиональный корпус, у нас хорошие издания, теле- и радиоСМИ. Совершенствоваться надо. Журналистика такая профессия, где нет границ совершенству. Мы надеемся, что она будет расти, мужать и обретать все большее значение для читателей и слушателей".