Агентство в третий раз за год пересмотрело свой прогноз в положительную сторону Медиаагенство ZenithOptimedia, входящее в группу VivaKi повысило свой прогноз по расходам на рекламу в 2010 году. По уточненной оценке специалистов агентства, мировой рекламный рынок ждет рост не в 2,2%, как сообщалось в апреле, а в 3,5%. А российский рынок вырастет не на 8%, а на 12% и достигнет 227,6 миллиарда рублей.
Это уже третий пересмотр прогноза в положительную сторону, после шести понижений в 2008 и 2009 годах. Как отмечают специалиста агентства, положительные изменения продиктованы развитием рынков Северной Америки и Западной Европы, где рекламные расходы растут быстрее, чем ожидалось. Однако объемы в этих регионах по темпу роста по-прежнему отстают от большинства развивающихся рынков. В целом по развитым рынкам (Северная Америка, Западная Европа и Япония) ZenithOptimedia прогнозирует рост на 1,3%, а развивающиеся рынки вырастут на 8,6%. В 2011 году рекламные расходы в развитых странах увеличатся на 2,4%, а в развивающихся - на 9,1%. В 2012 рост составит, соответственно, 2,9% и 9,8%.
Исторически так сложилось, что через три года после спада в расходах на рекламу, начинается быстрый подъем, опережающий средний годовой прирост за последние 25 лет (составляет 6,1%). Так было в 1994 году (после рецессии 1991 года) и в 2004 году (после спада 2001 года). ZenithOptimedia прогнозирует, что в 2012 году рост глобального рынка составит лишь 5,3%, что на 0,8% ниже среднего. Это говорит о серьезности последнего спада, для преодоления которого потребуется больше времени, чем обычно.
По сравнению с предыдущим прогнозом агентство внесло наибольшие изменения в прогнозируемые расходы на Североамериканском рынке - на 2,8 процентных пункта по сравнению с апрельским форкастом. В апреле ожидалось падение на 1,5%, сейчас же прогнозируется рост на 1,3%. В Западной Европе цифры также были скорректированы в положительную сторону - с +0,4% до +2,2%. Несмотря на озабоченность по поводу задолженности еврозоны, расходы на рекламу в первом квартале 2010 выросли. Япония, в которой ожидается падение расходов на 0,7% по итогам года, продолжает быть "островом" в быстрорастущем Азиатско-Тихоокеанском регионе, где ожидается рост на 10,6%.
Центральная и Восточная Европа пострадали от экономического спада больше, чем остальные регионы мира (-24,6% в 2009 году). В настоящее время по темпам роста регион разделился на две части. Такие рынки, как Беларусь, Босния и Герцеговина, Россия, Сербия, Словения, Турция и Украина быстро восстанавливаются, в этих странах ожидается рост от 11% до 26%. В Болгарии, Эстонии, Греции, Венгрии и Латвии по-прежнему сохранится отрицательная динамика - падение в этом году составит от 3% до 16%. В Греции прогнозируется снижение на 13,9% по итогам года, на 7,0% в 2011 году и на 0,3% в 2012 году.
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу) | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Северная Америка | 179 776 | 156 926 | 158 546 | 162 930 | 167 861 |
Западная Европа | 121 579 | 99 919 | 102 090 | 104 737 | 108 259 |
Азия и тихоокеанский регион | 107 783 | 100 378 | 106 151 | 113 039 | 121 539 |
Центральная и Восточная Европа | 35 570 | 25 301 | 27 082 | 29 723 | 32 955 |
Латинская Америка | 29 931 | 28 942 | 30 954 | 33 108 | 35 925 |
Африка/Б.Восток/остальной мир | 20 112 | 21 262 | 22 722 | 24 264 | 26 060 |
Весь мир | 482 125 | 432 288 | 447 546 | 467 801 | 492 600 |
Источник: ZenithOptimedia
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %) | 2008 v 07 | 2009 v 08 | 2010 v 09 | 2011 v 10 | 2012 v 2011 |
Северная Америка | -3.8 | -12.7 | 1.3 | 2.8 | 3.0 |
(из них США) | -4.2 | -12.9 | 1.1 | 2.7 | 3.0 |
Западная Европа | -1.3 | -11.2 | 2.2 | 2.6 | 3.4 |
Азия и тихоокеанский регион | 1.8 | -6.0 | 5.8 | 6.5 | 7.5 |
Центральная и Восточная Европа | 12.8 | -24.6 | 7.0 | 9.8 | 10.9 |
Латинская Америка | 14.4 | -3.3 | 7.0 | 7.0 | 8.5 |
Африка/Б.Восток/остальной мир | 22.7 | 5.7 | 6.9 | 6.8 | 7.4 |
Весь мир | 1.0 | -10.3 | 3.5 | 4.5 | 5.3 |
Источник: ZenithOptimedia
Что касается расходов по медиа, на глобальном уровне телевизионная реклама лучше других пережила спад, так как в кризис потребители традиционно проводят у экранов больше времени. Также ТВ является доминирующим медиа на развивающихся рынках, которые по темпам роста опережают развитые. ZenithOptimedia ожидает, что к 2012 году ТВ удастся привлечь долю в 40,8% от общих расходов на рекламу (в 2009 году - 39,2%, в 2008 - 38%).
Интернет продолжает показывать устойчивый рост. Его доля увеличилась с 10,5% в 2008 году до 12,7% в 2009 году. К 2012 году она еще вырастет - до 17,0%, что всего на 2 пункта ниже доли газет в общих рекламных расходах. Реклама в газетах теряет ежегодно, начиная с 1987 года, когда на них приходилось 40,6% всех расходов. К 2009 году доля сократилась до 23,0%, к 2012 она еще уменьшится - до 19,2%.
Поисковая реклама будет главной движущей силой роста расходов в интернете. На ее долю приходилось 50,2% всех интернет-расходов в 2009 году, а в 2012 году ее доля составит 52,6%. Доля баннерной рекламы снизилась с 32,9% в 2008 до 31,9% в 2009 году. Развитие новых форматов - интернет-видео, мобильной рекламы и рекламы в социальных медиа - окажут на баннерную рекламу стабилизирующее действие и помогут увеличить долю в общих интернет-расходах до 32,0% в 2012 году.
По России агентство ожидает подъем рынка на 12% в 2010 году. Рынок в России быстро восстанавливается, на сегодняшний момент рост ожидается практически по всем его сегментам. Если оздоровление продолжится, в целом по рынку в 2010 году рост может достичь 15%.
Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн, по текущему курсу)
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Газеты | 118 896 | 97 990 | 95 066 | 93 632 | 92 788 |
Журналы | 55 067 | 44 148 | 43 234 | 42 739 | 42 790 |
ТВ | 180 550 | 166 931 | 177 679 | 187 368 | 197 603 |
Радио | 36 511 | 32 453 | 32 005 | 32 651 | 33 989 |
Кино | 2 213 | 2 082 | 2 215 | 2 344 | 2 485 |
Outdoor | 31 877 | 28 292 | 29 415 | 30 745 | 32 141 |
Интернет | 49 767 | 54 244 | 61 312 | 71 114 | 82 709 |
Все медиа * | 474 882 | 426 139 | 440 925 | 460 592 | 484 505 |
Источник: ZenithOptimedia
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Газеты | 25.0 | 23.0 | 21.6 | 20.3 | 19.2 |
Журналы | 11.6 | 10.4 | 9.8 | 9.3 | 8.8 |
ТВ | 38.0 | 39.2 | 40.3 | 40.7 | 40.8 |
Радио | 7.7 | 7.6 | 7.3 | 7.1 | 7.0 |
Кино | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 |
Outdoor | 6.7 | 6.6 | 6.7 | 6.7 | 6.6 |
интернет | 10.5 | 12.7 | 13.9 | 15.4 | 17.1 |
Источник: ZenithOptimedia
Глобальные расходы на рекламу в интернете ($ млн, по текущему курсу)
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Банерная реклама | 16 388 | 17 281 | 19 519 | 22 474 | 26 461 |
Classified | 9 610 | 9 749 | 10 260 | 11 315 | 12 711 |
Реклама в поисковых системах | 23 769 | 27 214 | 31 533 | 37 325 | 43 537 |
Итого | 49 767 | 54 244 | 61 312 | 71 114 | 82 709 |
Источник: ZenithOptimedia
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей)
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Телевидение (в т.ч. кабельно-спутниковое с 2007 г) | 85 900 | 113 200 | 138 900 | 113 700 | 126 207 |
Печатные СМИ | 44 600 | 51 900 | 57 600 | 32 600 | 34 230 |
Радио | 12 500 | 14 900 | 14 000 | 9 000 | 9 450 |
Наружная реклама | 33 100 | 40 400 | 45 800 | 27 300 | 30 576 |
Интернет (в т.ч. контекстная реклама с 2007 г) | 2 900 | 12 700 | 17 600 | 19 000 | 24 320 |
Прочие носители | 1 800 | 2 400 | 3 200 | 2 600 | 2 860 |
ИТОГО | 180 800 | 235 500 | 277 100 | 204 200 | 227 643 |
Источник: ZenithOptimedia
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия)
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Телевидение | 30% | 32% | 23% | -18% | 11% |
Печатные СМИ | 13% | 16% | 11% | -43% | 5% |
Радио | 47% | 19% | -6% | -36% | 5% |
Наружная реклама | 25% | 22% | 13% | -40% | 12% |
Интернет | 60% | * | 39% | 8% | 28% |
Прочие носители | 44% | 33% | 33% | -19% | 1% |
ИТОГО | 27% | 30% | 18% | -26% | 12% |
Источник: ZenithOptimedia
Sostav.Ru