1. Соблюдайте порядок слов
Начинайте предложение с подлежащего и сказуемого, ставя дополнительные члены предложения после. Даже длинное предложение может быть простым и ясным, когда подлежащее и сказуемое делают его содержание прозрачным. Я только что написал такое предложение. Подлежащее и сказуемое стоят слева, все остальное ветвится справа. Ясность и сила повествования нарастает от предложения к предложению в абзаце.
2. Используйте сильные глаголы
Используйте простые формы глаголов настоящего или прошедшего времени. Никогда не употребляйте пассивный залог, если можно использовать активный Для примера приведу отрывок из книги Иана Флеминга «Из России с любовью» — приключения Джеймса Бонда 1957 года.
«Бонд поднялся по лестнице, открыл дверь и закрыл ее за собой. Лунный свет струился сквозь шторы. Он прошел через комнату и включил приглушенный розоватый свет на туалетном столике. Он стянул с себя одежду, пошел в ванную и несколько минут стоял под душем… Он почистил зубы и смачно прополоскал горло, чтобы избавиться от привкуса дня; выключил свет в ванной и вернулся в спальню».
Активная форма глагола проще для восприятия, чем пассивная, и более выразительно передает происходящие действия.
3. Точка как сигнал остановки
Ставьте сильные слова в начале и в конце предложений и абзацев.
Запятая в предложении — это «лежачий полицейский», замедляющий скорость чтения, а точка — это знак остановки. На точке мысль, выраженная в предложении, завершается. Небольшая пауза в потоке чтения акцентирует последнее слово. А любое слово после точки говорит: «Посмотрите на меня». Этот эффект усиливается в конце абзаца, когда последние слова граничат с белым пространством.
Прочтите «Геттисбергскую речь» А. Линкольна (Lincoln’s «Gettysburg Address») и «У меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга (Dr. King’s «I Have a Dream»), чтобы изучить ораторские приемы построения фразы.
4. Будьте осторожны с наречиями
Будьте внимательны в употреблении наречий, они могут дублировать значение слов и знаков. Рассмотрим небольшой отрывок из «Том Свифт и его великий прожектор» [Tom Swift and His Great Searchlight (1912)]:
«Смотри! — внезапно вскрикнул Нед, — Вон человек! Я собираюсь заговорить с ним! — горячо заявил Нед».Восклицательного знака после «смотри» могло бы быть достаточно, чтобы подогреть любопытство юного читателя.
5. Ищите оригинальные образы
Ищите оригинальные образы, составляйте списки синонимов, свободных ассоциаций — удивляйтесь возможностям языка. Отвергайте клише и творческие идеи «первого уровня». Когда вы соблазнитесь банальной фразой в духе «белый, как снег», прекратите писать. Сделайте то, что сторонники естественного деторождения называют «очищающим вдохом». Затем запишите фразу на листке бумаги. Начните придумывать варианты:
6. Работа с голосом
Стиль повествования, использование метафор, сленга или научной аргументации — все это приемы, на которых строится разговор с читателем, они отображают «голос автора». Самый действенный способ проверить «письменный голос» — чтение вслух. Прочтите ваш материал вслух, чтобы услышать, похоже ли это на вас, все ли части текста согласованы между собой и выдержаны в одной интонации.
Автор может читать вслух себе или редактору. Редактор может зачитать вслух автору или другому редактору.
7. Давайте название большим частям
Уловить структуру статьи легче, если вы можете выделить главные части.
Все хорошие статьи делятся на части: вступление, основная часть, заключение. Даже автор, на чьем полотне не видно швов, может указать нам на невидимые глазу стежки. Автор знает большие части статьи, и он может назвать их для читателя, используя подзаголовки. Читатель, который видит разбивку на части, скорее запомнит статью целиком.
8. Режьте
Точные и острые тексты рождаются из умелого сокращения. Когда мы преодолеваем писательский ступор, очень легко влюбиться в собственные слова. Это приятное чувство, но оно может привести к плохим последствиям. Если мы влюбились в свои цитаты, характеры, истории, метафоры, кажется невозможным убить что-то из них. Но убивать мы обязаны.
Если ваша цель — добиться краткости и точности, начните с обрезки больших веток. Мертвые листья можно стряхнуть позже.
Вырезайте любой абзац, который не поддерживает центральную идею статьи. Вырезайте слабые цитаты, примеры или сцены, чтобы дать дорогу сильным.
Вырезайте любой абзац, который вы создали, чтобы обмануть редактора.
Не вынуждайте редактора резать текст. Вы лучше знаете материал. Отметьте места для возможной правки. Может их стоит убрать уже сейчас?
Вот кандидаты на вырезание. Ищите:
1. Наречия, которые нагнетают эмоции, а не меняют смысл: только, целиком, особенно, полностью, точно.
2. Конструкции с предлогом, которые повторяют сказанное раньше: в этой статье, в этой истории, в этом фильме, в этом городе (и так ясно, что человек читает эту статью, незачем уточнять).
3. Фразы, которые нарастают на глаголах: кажется, что; похоже, что; следовало бы; хотелось бы.
4. Абстрактные существительные на основе активных глаголов: рассмотрение вместо рассматривать, суждение вместо судить, наблюдение вместо наблюдать.
9. С миру по нитке
Копите информацию — она может пригодиться для крупных проектов в будущем. Чтобы собрать сырой материал для большого проекта, сохраняйте обрывки, которые другие выбрасывают.
Когда писатели рассказывают мне, как они работали над большими проектами, они часто используют одну из двух метафор для описания метода работы. Первая — компостирование. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно сначала удобрить землю. Для этого многие огородники делают у себя в саду компостную кучу из органических отходов, куда собирают бесполезные остатки, типа банановой кожуры.
Вторая метафора — с мира по нитке. Ниточка к ниточке — и собирается маленький клубок, который скатывается в шар побольше, а иногда достигает размеров, достойных гордости обладателя. Некто Фрэнсис Джонсон [Francis Johnson] скатал из бечевки шар весом 8500 кг и диаметром 4 м. Его «шедевр» стал местной достопримечательностью у въезда в городок Дарвин [Darwin], штат Миннесота.
10. Пишите заключительную часть
У истории есть конец, пусть даже шаблонный. Принц и принцесса жили счастливо до самой смерти. Ковбой ускакал в закат. Ведьма умерла. Конец.
Для журналистов, конец — проблема. Старые верные жанры информации противятся острой концовке. Новостные материалы, написанные по принципу перевернутой пирамиды, идут от самой важной информации к менее значимой. В этом случае, читатель сам решает, где будет конец материала, который он бросил читать. Занятой выпускающий редактор режет с конца, не опасаясь удалить что-то важное.
Есть совет писать хорошие концовки — это находить достойные и читать их. Редкие произведения литературы заканчиваются столь же мощно, как «Великий Гэтсби»:
«И среди невеселых мыслей о судьбе старого неведомого мира я подумал о Гэтсби, о том, с каким восхищением он впервые различил зеленый огонек на причале, там, где жила Дэзи. Долог был путь, приведший его к этим бархатистым газонам, и ему, наверно, казалось, что теперь, когда его мечта так близко, стоит протянуть руку — и он поймает ее. Он не знал, что она навсегда осталась позади, где-то в темных далях за этим городом, там, где под ночным небом раскинулись неоглядные земли Америки.Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда — завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки… И в одно прекрасное утро…
Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое».