Андрей Кашин
Вспоминается анекдот про Неуловимого Джо. Идёт дискуссия об изменениях в закон «О СМИ». Наверное, изменения будут, и какими они будут, решат без моего участия. Но всё же иметь мнение по этому поводу позволительно.
Примерный список того, что могло бы быть полезным, будучи включённым в закон «О СМИ» по версии А.А. Кашина:
1) Регулирование имущественных отношений между учредителем СМИ и редакцией, в частности, в контексте разделение прибыли.
Это было бы интересно в контексте налогового и бухгалтерского законодательства. Очень часто приходится видеть в уставах, договорах соучредителей и аналогичных документах попытки договориться о результатах деятельности, и всякий раз со скрипом соотносишь это всё с гражданскими правоотношениями. Например, право редакции на доход от рекламы – как это понимать?
2) Уточнение статуса редакции, в частности, как структурного подразделения.
Так бывает наверно у большинства СМИ. Если редакция – структурное подразделение, то как реализовать независимость редакции при взаимоотношениях с юрлицом в целом? И есть ли она в этом случае?
3) Механизм преодоления коллизий между корпоративным, трудовым и законодательством о СМИ при назначении и смещении с должности главного редактора.
Вот, например, может ли учредитель освободить от должности главного редактора-беременную женщину, если такое право дано ему уставом редакции?
4) Диспозитивное (т.е. допускающее изменение уставом редакции) регулирование взаимоотношение соучредителей, в т.ч. решения споров между ними.
По моим ощущениям, сейчас проще учредить новое СМИ, чем пытаться решить конфликт соучредителей, потому как неясно, как его решать.
5) Основания для прекращения статуса учредителя (соучредителя) и перевода его прав на редакцию или иное лицо.
Вот бывает, что учредитель пропал. Переехал, и связи с ним нет. И ни исключить его, ни другого ничего не сделать.
6) Регламентирование процедуры лицензирования (хотя бы на уровне ФЗ «О связи»)
Да, я по-старинке считаю, что установление базовых основ получения лицензии должно быть в законе. Это уменьшает коррупцию и делает процесс более демократичным.
7) Появление статуса «оператор связи» (аналогично «издателю» и «распространителю»), установления механизма судебного решения конфликта между ними.
Это опять же имеет смысл как в контексте налогов, так и для разрешения тупиковых несогласий.
8) Разрешение вопроса ответственности журналиста за распространение слухов и домыслов под видом достоверных сообщений, в т.ч. перед теми, кому причинён вред этими действиями.
При чтении ст. 51 Закона «О СМИ» возникает ощущение недосказанности…
Ну что ж. Dixi et animam salvavi!