Андрей Кашин
Что-то в Москве прохладно… Хочется жаркой дискуссии.
Коллеги, приходилось ли вам заключать договоры на распространение рекламы в эфире? :)
Меня вот давно занимает вопрос авторских прав на эту рекламу. Понятно, что реклама не должна нарушать авторских и смежных прав третьих лиц. Однако вопрос – должен ли заказ передачи в эфир рекламы сопровождаться передачей радиокомпании соответствующей лицензии (на передачу в эфир, в частности)?
Вопрос меня интересует не только теоретически. Передача лицензии – это передача имущественного права, а передача имущественного права в Налоговом кодексе означает реализацию. А реализация – это объект налога на добавленную стоимость. Таким образом, рекламодателя, размещающего рекламу, могут попросить доплатить НДС за реализацию.
Я встречал достаточно много коллег, которые утверждают: да, приобретение авторских прав нужно, и в рекламные договоры исправно вписывают условия, что рекламодатель предоставляет лицензию на рекламу, размещаемую по его заказу, лицензия на эфир, на территорию вещания, срок действия договора, передаётся безвозмездно.
С другой стороны, в основной массе встречаемых мной договоров указаний на передачу авторских лицензий нет, хотя и оговорено, что заказчик несёт ответственность за нарушение авторских прав третьих лиц при передаче в эфир рекламы.
Те мои коллеги, которые не приобретали лицензий, говорили о «техническом» характере рекламных услуг – мол, мы только передаём в эфир то, что нам принесли, эта услуга носит чисто технический характер, поэтому лицом, использующим произведение, мы не являемся.
Лично мне трудно согласиться с обеими концепциями. Передача в эфир рекламы носит технический характер всё-таки только для оператора связи – он действительно оказывает услуги по трансляции и ему реально всё равно, что транслировать. Что касается вещателя, то реклама включается в состав СМИ (см. программную концепцию), и его услуга состоит не в технической передаче в эфир, а во включении рекламы в состав СМИ, вещание которого он осуществляет. И поэтому при передаче рекламы использование произведения (этой рекламы) существует, также как и существует при передаче любого другого контента.
И всё-таки я думаю, что приобретать авторские права на рекламу, вещаемую по договору, не нужно. Действительно, СМИ использует права, но оно делает это по прямому указанию правообладателя (если правообладателем является рекламодатель). Таким образом, использование произведения осуществляется в интересах правообладателя и по его просьбе. Тут я бы привёл аналогию с подрядом, который осуществляется иждивением заказчика – заказчик может дать материал, инструмент, однако имущественных прав на них не передаёт. Так и в рекламных услугах – иждивение заказчика состоит в том, что исполнитель может пользоваться произведением, права на которое принадлежит заказчиком.
Много текста и ни одной статьи, чтобы прямо сослаться :)
Что скажете