Все чаще и чаще мы черпаем интересующую нас информацию не из газет и журналов, как по старинке, а из «всемирной паутины» — новостных сайтов и социальных сетей. Постепенно электронные СМИ занимают все большее пространство в нашей повседневной жизни и, конечно, нуждаются в государственно-правовом регулировании. Существует ли оно сегодня? Безусловно. Впервые на законодательном уровне дано определение понятию «интернет-СМИ», правда, на языке закона оно звучит как «сетевое издание». Итак, что же это такое? С определением понятий казанской «Газете DAILY» помог дипломированный юрист, специализирующийся на ведении сложных гражданских, арбитражных, административных дел Алексей Голубцов.
— Алексей, с точки зрения закона, что такое интернет-СМИ или электронное СМИ?
— В правовом поле существует понятие «сетевое издание». С 1992 г. в нашей стране действует Закон о средствах массовой информации, принятый 27 декабря 1991 г. Федеральным законом от 14 июня 2011 г. в него и введено это понятие, под которым подразумевается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом (абзац 16 статьи 2 Закона). Иными словами, сетевое издание или интернет-СМИ — это веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации в сети Интернет.
— Но всякий ли веб-сайт является интернет-СМИ?
— Вовсе нет. Из только что приведенной законодательной нормы мы видим, «правом» называть себя интернет-СМИ может только такой сайт, который прошел процедуру регистрации в качестве средства массовой информации по заявлению его обладателя. В нашей стране эту регистрацию проводит Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и ее территориальные органы. Так вот те новостные сайты, которые не прошли регистрацию Роскомнадзора юридически к СМИ не относятся, в то же время, зарегистрированные подобным образом сайты пользуются всеми правами хорошо знакомых нам «бумажных», «телевизионных» СМИ, а именно — получать аккредитации на мероприятия, запрашивать информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления, пользоваться льготами при уплате страховых взносов в фонд социального страхования, получать государственную поддержку. Но есть и обязанности — обладатели таких сайтов должны следовать всем принципам журналистики. Положение, как говорится, обязывает.
— Часто мы слышим, что «интернетам закон не писан». Противоправность действий сетевых журналистов, как минимум непросто. И все же, каким образом регулируется деятельность сетевых изданий?
— Сейчас регулирование интернет-СМИ осуществляется вышеназванным Законом о средствах массовой информации, предусматривающим общие положения, порядок регистрации, организации деятельности, распространения, ответственность. Нельзя не упомянуть, рассказывая о механизме правового регулирования, и Роскомнадзор — регистрирующий орган, в частности, его Приказ № 420 от 06.07.2010 г., название которого говорит само за себя — «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации к средствам массовой информации, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе, в сети «Интернет». Есть и практический материал, доказывающий, что «писан закон интернетам», как вы выразились. Так, Пленумом Верховного Суда РФ относительно недавно — 15.06.2010 года было принято Постановление № 6 «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации».
Вообще, вопрос о законодательном регулировании сети Интернет в целом, а не только электронных СМИ, поднят и рассматривается достаточно давно. Действует у нас Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в который были введены определения «сайт в сети Интернет», «сетевой адрес», «владелец сайта в сети Интернет», «провайдер хостинга» и другие. Однако вопрос относительно прав, обязанностей и ответственности субъектов права в сети Интернет регулируется недостаточно.
— Это благо или трагедия? На ваш взгляд, стоит ли вообще регулировать сети?
— Определенно, стоит. Думается, что в подобной ситуации наиболее целесообразным явилось бы принятие специального федерального закона, регулирующего эти вопросы, пусть даже под условным названием Федеральный закон «Об интернете» или «О правовом регулировании сети Интернет в Российской Федерации». В развитие его положений могли бы быть приняты соответствующие подзаконные акты на уровне президента, правительства страны, федеральных министерств и ведомств. Неплохо бы принять и соответствующие законодательные акты и на уровне субъектов Федерации, конечно, базируясь на нормах федерального законодательства и не противореча им.
— То есть, вы ратуете за реформу?
— Реформа законодательного регулирования сети Интернет возможна и необходима, хотя бы по самой банальной причине — она позволит наиболее эффективно бороться с так называемой киберпреступностью (ну как тут не вспомнить знаменитый отдел «К» МВД!), причем как на внутригосударственном и международном уровнях, да и просто обезопасить того же потребителя при покупке и заказе товаров, работ или услуг, предпринимателя, предоставляющего потребителю товары, работы и услуги, усовершенствовать электронный документооборот. Говоря о его совершенствовании, считаю нужным сказать, что он уже достаточно давно практикуется арбитражными судами, в то время, как на уровне судов общей юрисдикции, а именно — у мировых судей в некоторых регионах — он вообще еще в зачаточном состоянии.
— В последнее время мы, действительно, наблюдаем некоторые зачатки реформирования в сфере правового регулирования сети интернет. Но выглядит работа, как минимум, грубо. Вы думаете, мы сможем дожить до глобальной, продуманной реформы?
— Думаю, да. Хочется верить, что в ближайшее время мы, как огромнейшая страна мира, охватим правовым полем и эту сферу общественной жизни. И, вы правы, революционные подвижки уже сделаны — отредактирован Закон о СМИ, необходимым образом «поправлен» Гражданский кодекс, формируется судебная практика их применения. Это только начало, я уверен.
Беседовала Ольга Егорова