Замруководителя Роскомнадзора Олег Иванов 3 июля направил компании МТС письмо (копия имеется в распоряжении «Ведомостей»), в котором сообщает, что служба не будет лицензировать Skype и регулировать его работу в России. Закон о связи устанавливает «правовые основы» в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, говорится документе. Skype же не имеет филиалов и представительств на территории России, а юридическое лицо компании зарегистрировано в Люксембурге. Поэтому государственный контроль или надзор за деятельностью Skype по российскому законодательству «невозможен».
Но даже если бы Skype захотел завести представительство в России, то его лицензирование все равно было бы невозможно, отмечает Иванов: правительство еще в 2005 г. утвердило список услуг связи, для оказания которых нужна лицензия. Услуга, которую предоставляет Skype, в него не входит, заключает чиновник.
Первый аргумент понятен, второй — не очень, рассуждает главный инженер оператора IP-телефонии Sipnet Герман Мызовский. Если бы Skype работал в России, его деятельность легко могла бы быть лицензирована как «передача данных с целью передачи голосовых услуг» — как у других операторов IP-телефонии, считает он.
С просьбой обратить внимание на деятельность over the top сервисов (OTT, осуществляющих доставку сигнала через интернет-канал) в Роскомнадзор и Минкомсвязи еще весной обратился вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов. Он жаловался на то, что такие проекты все чаще конкурируют с операторами, но при этом их деятельность никак не регулируется. МТС была бы рада, если бы регулятор рассмотрел вопрос о соответствии Skype и подобных ей компаний российским лицензионным требованиям: необходимо определить их статус как участников рынка. Ведь по сути, поставщики интернет-сервисов, не инвестируя в инфраструктуру связи, пользуются сетями, в сооружение которых операторы вложили огромные средства. МТС апеллировала к тому, что аналогичные меры уже принимаются в Европе. В марте 2013 г. французский регулятор телекоммуникационного рынка обратился в прокуратуру Парижа с требованием расследовать деятельность Skype, оказывающего в том числе услуги голосовой связи без лицензии (решения по этому поводу пока нет).
Проблема перетока трафика из сотовых сетей в OTT-сервисы давно волнует российских операторов. Еще в 2010 г. в интервью «Ведомостям» Александр Изосимов, занимавший тогда пост президента Vimpelcom ltd., высказывал опасения, что операторы превращаются в «трубу»: «Весь трафик переходит в data. Но непонятно, как телеком будет с этим работать, каков окажется уровень маржинальности, возврата на инвестиции в новые сети, которым предстоит эти данные через себя пропускать». Изосимов хотел, чтобы телеком научился иному ценообразованию — «как работать не только с конечным потребителем, но и с различными посредниками вроде Google».
О необходимости тарифицировать трафик в зависимости от предоставляемой услуги заявлял в том же году Михаил Шамолин, занимавший тогда пост президента МТС.
Операторы традиционно жалуются, что их выручка от интернет-доступа растет медленнее, чем интернет-трафик в их сетях. Например, в I квартале 2013 г. в мобильной сети «Вымпелкома» трафик увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 72%, а выручка от него — только на 31%, у МТС трафик — на 200%, а выручка от него — всего на 37%.
У МТС есть техническая возможность тарифицировать передачу данных в зависимости от их вида — браузинг в сети, видеостриминг или, например, IP-телефония, рассказывает представитель оператора Ирина Агаркова. Но пока эта возможность не используется. У МТС есть успешный опыт коммерческого взаимодействия с другим интернет-ресурсом: компания делит с Google доходы от сервисов, предустановленных в мобильные телефоны МТС, говорит Агаркова. Этот путь монетизации кажется оператору «наиболее эффективным». Лицензирование Skype, по словам Агарковой, поставило бы МТС и OTT-сервис в одни и те же рыночные условия. Впрочем, заключает она, МТС пока не получила письма Роскомнадзора, поэтому комментировать его не может.
Представитель Роскомнадзора Владимир Пиков отказался от комментариев.