Депутаты Госдумы предлагают создать условия для объединения СМИ в саморегулируемые организации (СРО). Эти СРО должны разработать необходимые стандарты журналистики, этический кодекс и правила редакционной политики. Однако такие объединения получаются принудительными. Например, существовать смогут лишь те СМИ, которые состоят в какой-либо СРО. Если редакция из нее исключается, она закрывается, а для ее учредителя вводится трехлетний запрет на создание новой. А еще в стране должно появиться всего одно — альтернативы запрещены — национальное объединение СРО СМИ, которое и станет руководить всеми своими членами, то есть всеми российскими массмедиа. В таких условиях вряд ли найдется место конкуренции, политическому и идеологическому многообразию, да, собственно, и самому информационному бизнесу.
Законопроект о внесении изменений в закон о СМИ считают своим два депутата Госдумы из «Единой России» – Евгений Федоров и Антон Романов. Однако фракционная принадлежность здесь не так важна. Более интересно, что эти думцы входят в некую межфракционную группу «Российский суверенитет», созданную по инициативе того же Федорова. Эта группа своей главной задачей объявляет искоренение западного влияния на любые сферы жизни нашей страны. В том числе через борьбу с «иностранными агентами» в широком смысле этого понятия. Напомним, кстати, что Федоров не раз объявлял о недопустимости заграничного контроля над российскими финансами и истеблишментом, а в последнее время он занялся «пятой колонной» в СМИ. Первоначально выступив с идеей, что соответствующие массмедиа тоже должны регистрироваться в качестве «агентов», как это положено делать НКО, занимающимся политической деятельностью на зарубежные гранты. Возник скандал – и ЕР рекомендовала Федорову свой законопроект отозвать.
Он это сделал, но теперь придумал для решения поставленной им задачи более извилистый путь. Именно так его единомышленники в своих сетевых изданиях и комментируют подготовленные сейчас поправки к закону о СМИ. Например, они полагают, что идея обязательного вступления редакций в ту или иную саморегулируемую организацию – это «тонкий и изящный» способ противостоять Западу в той информационной войне, которую он ведет против России. Возможно, что такая великая цель в этом законопроекте действительно подразумевается. Однако упоминаний о ней нет ни в его тексте, ни в пояснительной записке к нему. Видимо, чтобы «иностранные агенты» сразу не догадались.
Официально же идея, что все СМИ должны состоять в СРО и самостоятельно определять правила своей деятельности, в том числе этические, объясняется так: именно такое регулирование будет наиболее эффективным. Однако тут и там по документам рассыпаны нюансы, от которых становится как-то неуютно. Уж очень все это напоминает о временах, когда настоящим писателем считался лишь тот, кто состоял в Союзе писателей, истинным художником — член Союза художников, музыку официально мог писать лишь член Союза композиторов и т.д. Кстати, даже в те времена для работы журналистом состоять в соответствующем союзе было необязательно.
Впрочем, Федорова со товарищи журналисты не интересуют, для них главное — редакции и их учредители. Вот для них вводится, например, такая норма: отказ в регистрации СМИ дается в том случае, если не предоставляется справка о его членстве в СРО. В пояснительной записке это красиво называется «обязательным условием выхода на рынок». В статье 16 закона о СМИ предлагается сделать уточнение, что основанием судебного решения о прекращении деятельности редакции является ее исключение из состава СРО. Причем если сейчас все карательные меры против массмедиа предполагают судебные процессы, на которых, скажем, можно оспорить предупреждение той же Роспечати, то запретительное решение суда в случае исключения СМИ из СРО получается, по сути дела, автоматическим. Ну а тем, кто в ответ на это пожмет плечами и пойдет регистрировать новую газету или сайт, в проекте закона заложена непреодолимая преграда. Учредитель будет не вправе создавать СМИ в течение трех лет после того, как его прежняя редакция была закрыта в результате ее исключения из СРО.
Правила создания СРО, деятельности и полномочий в отношении входящих в них редакций прописаны в двух новых статьях, предлагаемых депутатами в закон о СМИ. СРО могут быть двух типов — федеральные и региональные. Первые должны включать в себя не менее полутора тысяч изданий, второе – не меньше трехсот. Каждая СРО должна будет создать компенсационный фонд, из которого и будут выплачиваться деньги по искам, подаваемым к редакциям. Федеральные СРО обязаны собирать со своих не меньше 300 тыс. руб., в региональные — не менее 50 тыс. Причем нигде не сказано, будет ли это разовый взнос или же ежегодный. Кроме того, каждая СРО должна будет утвердить собственные стандарты и правила, в том числе и этические кодексы. В пояснительной же записке уточняется, что под стандартами понимаются и «общие требования к деятельности редакции и редакционной политике, обязательные для выполнения всеми членами СРО». Ну а правила включают в себя и положение о мерах дисциплинарного воздействия, то есть основания для исключения СМИ из СРО. Кстати, потребовать такого исключения могут и госорганы, но им придется обращаться в арбитражные суды.
Предполагается, что будут существовать специализированные СРО по различным видам массмедиа. То есть газеты смогут создавать свои телеканалы — свои сетевые издания тоже смогут объединяться по интересам. Напомним, правда, что для получения общефедерального статуса надо будет набрать 1500 членов. Это может оказаться делом непростым — собрать вместе такое количество федеральных СМИ.
Например, такого количества газет скорее всего просто не существует. А это значит, что на самом деле большого разнообразия СРО не будет. Но вот национальное объединение медийных СРО законопроект разрешает вообще только одно. Об этом написано отдельным пунктом, где указано, что оно обязано взять под свою руку не менее половины всех будущих российских СРО СМИ. Руководить этим монстром теоретически будет общее собрание, а практически некий совет, куда войдет по одному представителю от каждого члена национального объединения. Но не только они — четверть мест резервируется для «независимых», под которыми имеются в виду представители правительства, Федерального собрания, общественных и научных организаций. Во главе этого совета предполагается председатель. В одном месте законопроекта написано, что его будет избирать общее собрание, а в другом — уже только совет.
Впрочем, добрые депутаты обещают, что аврального закона не будет. Свои поправки они предлагают ввести в силу через год после их принятия. То есть медийному сообществу дадут время для размышлений. И общероссийский Союз редакционных союзов можно будет создать не раньше, чем через год с момента появления в госреестре первой саморегулируемой организации СМИ. А потом вся эта машина начнет, по замыслу авторов проекта, выдергивать западные ростки на российском информационном поле. Однако почему-то представляется, что в первую очередь государственные СМИ, которых во всех СРО будет большинство, решат разобраться с частными конкурентами, продиктовав им принципы редакционной политики и правила написания материалов. И скорее всего получат в этом поддержку своего учредителя.
Иван Родин