Фонд развития гражданского общества, которым руководит бывший начальник Управления внутренней политики администрации президента Константин Костин, запускает систему мониторинга социальных сетей, рассказал «Ведомостям» эксперт фонда Станислав Апетьян. В основе системы с внутренним названием «Медиапульс» лежит аналитическая платформа Forsight американской компании Crimson Hexagon — она изучает и анализирует западный сегмент интернета, а также Livejournalи русский Twitter. Надстройка — разработка фонда — собирает данные в рунете и анализирует их при помощи платформы Crimson Hexagon.
Сложность только с автоматической обработкой информации из Facebook: эта социальная сеть не отдает данные пользователей сторонним компаниям. Система не может искать в Facebook по ключевым словам, но умеет анализировать сообщения конкретных аккаунтов. «Медиапульс» будет готов к концу года, обещает Апетьян.
Система позволяет понять, какой отклик у людей вызывает та или иная новость. «Наше принципиальное отличие от конкурентов — иной принцип анализа, — говорит Костин. — Вместо тональности, которая зачастую весьма условна, наша система распределяет сообщения по смысловым категориям, что позволяет получить более четкое представление об исследуемом предмете».
В России работает несколько систем мониторинга соцсетей: «Призма» («Медиалогия»), «Крибрум» (Infowatch и «Ашманов и партнеры»), Wobot (бывшие сотрудники «Медиалогии», фонда «Общественное мнение» и «Вымпелкома»).
«Призма» — не коробочный продукт, это бета-версия системы, которая должна настраиваться под конкретного пользователя, говорит человек, близкий к разработчикам «Призмы»: она создавалась под думские и президентские выборы, именно «Призмой» пользовалось Управление внутренней политики. «Призма» была установлена в кабинете Вячеслава Володина, рассказал журналу Forbes представитель Кремля.
«Призма» анализирует более 60 млн источников из LiveJournal, Twitter, «В контакте», «Блоги@Mail.ru», «Я.ру» и др. У «Призмы» те же проблемы с Facebook, что и у «Медиапульса», говорит близкий к разработчикам «Призмы» человек.
«Чтобы качественно анализировать соцсети, система должна быть снабжена лингвистическим интеллектом, но я сомневаюсь, что он есть в американской Crimson», — говорит управляющий партнер «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. В его компании есть лингвистический отдел, который настраивает «Крибрум» на русский, английский и арабский. По словам Ашманова, важно, чтобы языковая модель настраивалась под разные отрасли, в каждой — своя специфика: «Когда обсуждается торможение автомобиля — это один смысл, а телефона или компьютера — совсем другой». Компании платят за мониторинг брендов или продуктов от 50 000 до 200 000 руб. в месяц, говорит Ашманов.
Костин уверен, что спрос на системы мониторинга будет расти: рекламные бюджеты все больше перераспределяются в пользу интернета, в том числе социальных медиа, поэтому все большую роль начинают играть инструменты автоматизированной оценки эффективности кампаний, позволяющие в режиме реального времени отслеживать отношение пользователей к тому или иному продукту, бренду и оперативно корректировать маркетинговые стратегии. Те же возможности «Медиапульс» предоставляет и в контексте общественно-политической информационной повестки, уверяет Костин: это актуально в первую очередь в ходе избирательных кампаний, а в межвыборный период позволит получать представление о настроениях и предпочтениях в политическом сегменте рунета, реакции социальных медиа на события.
Стоимость системы Костин пока не готов обсуждать, но говорит, что она будет зависеть от числа объектов анализа и их сложности.
«Это удобный инструмент для любой активной политической силы, позволяющий выявлять наиболее обсуждаемые темы и учитывать их в работе, поэтому фонд сможет предлагать данные целому кругу партий и общественных организаций», — сказал «Ведомостям» зампред Госдумы Сергей Железняк. Существующие системы зачастую не удовлетворяют требованиям политиков — в них сложно найти нужное, нет элементов анализа, плохой интерфейс, говорит депутат Госдумы Роберт Шлегель, было бы хорошо, если бы такая система предоставляла объективные данные по тому, обладает ли тот или иной блог медийным эффектом или нет. Система, умеющая отличать настоящие медийные аккаунты от надутых ботами, была бы востребована и политиками, и властями, и бизнесом, резюмирует Шлегель.