Совет по правам человека при президенте России выступил с критикой законопроекта, предполагающего введение реестра запрещенных сайтов, доступ к которым должны блокировать провайдеры.
Совет по правам человека. Фото Reuters
Напомним, законопроект о черных списках разработан Минкомсвязи совместно с «Лигой безопасного интернета». Он предполагает создание автоматизированного Единого реестра доменных имен: это будет фильтр — так называемый черный список запрещенных к показу сайтов. Его обязаны установить все операторы связи — интернет-провайдеры, осуществляющие свою работу на территории России. В первом чтении законопроект о черных списках планируется рассмотреть в эту сессию, вступить в силу закон может 1 сентября 2012 года, а заработать фильтрация сайтов должна уже к 1 января 2013-го. Официальная цель принятия закона — защита детей от педофилов и борьба с наркоманией.
Авторы заявления обращают внимание на то, что владельцы ресурсов с противоправным контентом смогут мигрировать на другие домены и IP-адреса, тогда как от массовой блокировки могут пострадать «добросовестные» сайты с легальным контентом.
Члены совета приводят основные риски законопроекта в действующей редакции, которые, по их мнению, «могут существенно понизить общественную и экспертную поддержку» действий властей в борьбе с педофилией и наркоманией.
По мнению правозащитников, законопроект на деле предполагает введение «реальной цензуры» в Рунете. Его принятие может негативно сказаться на скорости, стабильности и безопасности функционирования интернета в России. Также новые меры потребуют от провайдеров вложений в размере от $50 млн до $10 млрд.
В итоге совет считает необходимым снять законопроект с рассмотрения и обсудить его на открытых общественных слушаниях с привлечением «экспертов по развитию гражданского общества и электронной демократии в России, интернет-отрасли, операторов связи, всех секторов экономики, деятельность которых зависит от скорости передачи трафика в интернете». Также к обсуждению хотят подключить прессу, «учитывая, что законопроект накладывает ограничения на свободу распространения информации в российском сегменте интернета».
«Мы считаем крайне важным остановить введение цензуры в русскоязычном сегменте Сети», — говорится в конце письма.