Конкурс на разработку проекта «Стратегии развития сектора СМИ и массовых коммуникаций (медиаотрасли) в Российской Федерации до 2020 года» не состоялся из-за того, что не было подано ни одной заявки на участие в нем. Конкурс объявило Минкомсвязи осенью 2011 года. Министерство рассчитывало потратить на разработку стратегии 3 млн рублей и к концу октября получить результаты работы. Однако никто браться за нее не захотел. В то же время, как заявил «Маркеру» известный журналист и медиаменеджер Раф Шакиров, концепция развития СМИ в России нужна.
Что Минкомсвязи хотело видеть в стратегии
По замыслу Минкомсвязи, стратегия развития медиаотрасли должна быть направлена на совершенствование государственного управления, правового обеспечения и системы государственной поддержки медиаотрасли. Кроме того, стратегия должна решать задачи совершенствования взаимоотношений граждан и медиасферы, а именно способствовать созданию условий для обеспечения личной информационной безопасности граждан и повышения уровня их информационной активности.
Предполагалось также, что разработка и принятие стратегии будут решать задачи совершенствования механизмов взаимодействия субъектов информационного пространства в Российской Федерации и за рубежом в целях повышения эффективности государственной политики в области СМИ.
Нужна ли СМИ стратегия
По мнению Рафа Шакирова, стратегия развития СМИ в России нужна, только в несколько другом разрезе, чем это было обозначено Мнкомсвязи при проведении конкурса на ее разработку.
«Мы почему-то очень редко рассматриваем СМИ как отрасль экономики, а ведь СМИ — это предприятия, которые могут быть доходными, которые обеспечивают поступление налогов, которые создают рабочие места, — сказал Шакиров «Маркеру». — И надо сказать, что отрасль находится в плачевном состоянии. Поэтому требуется разрабатывать правила игры на рынке, концепцию, которая касалась бы не только непосредственно СМИ, но и, например, системы доставки печатной продукции. У нас плохо работает почта, очень дорогая бумага — всё это влияет на доходность. Разработкой таких правил обычно занимаются не органы госвласти, а профессиональное сообщество. Еще когда я работал в «Коммерсанте», мы собирали круглый стол и даже приглашали иностранных специалистов поделиться опытом — наметили для себя какие-то цели в этом направлении, но, к сожалению, очень мало было реализовано».
На вопрос, почему профессиональные общественные организации в медиаотрасли до сих пор не предложили свой вариант отраслевой стратегии, Шакиров ответил: «Просто потому, что, как показывает практика, интеллигентным людям очень трудно до чего-то конкретного договориться».
Сколько государство тратит на СМИ
Что касается экономики, государство тратит на работу в области СМИ достаточно большие деньги ежегодно, даже если говорить о прямых бюджетных расходах, не считая косвенных мер государственной поддержки в виде налоговых, тарифных и других льгот.
В частности, согласно утвержденному государственному бюджету РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) получит для выполнения своих задач в 2012 году 60,29 млрд рублей бюджетных денег. В том числе, на предоставление субсидий телерадиокомпаниям и телерадиоорганизациям ― 29,18 млрд рублей, на обеспечение работы государственных печатных СМИ ― 3,17 млрд рублей, на субсидии информационным агентствам ― 3,4 млрд рублей.
В 2013 году государство выделит на эти цели несколько меньше денег. Всего Роспечать получит в распоряжение 53,88 млрд рублей. Из них на субсидии тедерадиокомпаниям уйдет 25,43 млрд рублей, печатным СМИ ― 2,98 млрд рублей, на финансирование государственных СМИ ― 2,77 млрд рублей.
Основные получатели денег из госбюджета в медиасфере - «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК), некоммерческая организация «ТВ-Новости», телевизионный технический центр «Останкино», информагентства «РИА-Новости» и ИТАР-ТАСС.
Кроме того, целевые субсидии получают телекомпании «Первый канал», НТВ, «Петербург» (5 канал), включенные президентским указом в состав первого мультиплекса обязательных к распространению на всей территории России каналов свободного доступа. Им ежегодно выделяется из бюджета совокупно более 3 млрд рублей на оплату распространения их программ «Российской телевизионной и радиовещательной сетью» (РТРС) в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс человек.
Игорь Агапов, Олеся Шмагун