Андрей Кашин
Не будем никого называть вслух, но деятельность радиокомпании сопряжена с серьёзным риском – будь то риск рейдерской атаки, карательный акт за политическую нелояльность, либо просто негативные последствия нарушения законодательства «по глупости».
Достаточно давно стал размышлять над идеей диверсификации активов эфирного СМИ и радиокомпании в частности с тем, чтобы уйти от рисков. На глазах – достаточно живые примеры, одни из которых сохраняют концентрацию всего что есть в одной организации, а другие – разносят по разным юрлицам всё что можно.
Что вообще можно сделать и что это даст? В отдельную компанию можно вывести операторскую лицензию, т.е. лицензию на оказание услуг в области связи, заключить с организацией-держателем лицензии договор на оказание услуг связи и осуществлять вещание с использованием оператора. Что это даёт? Видимые финансовые преимущества: во-первых наличие двух фирм вместо одной даёт больше шансов «влезть» в УСН (если доходы достигают опасной грани), во-вторых – возможность регулировать уровень расходов компании (это имеет смысл если, например, применять разные системы налогообложения, когда вещатель платит налог УСН доходы минус расходы, и, следовательно, с выплат оператору налог 15% не платит, а оператор применяет УСН о доходам и платит 6% с вознаграждения). Контроль расходов позволяет контролировать и чистые активы компании-вещателя, не допуская их менее минимального размера, влекущего ликвидацию. Организационные преимущества – без оператора вещатель распространять сигнал не может. Следовательно, захват радиостанции становится сложнее, т.к. фактически захватывать надо 2 компании. При наличия контроля оператора возможна также и его замена – в случае возникновения проблем, например, финансовых.
Второе, что можно вывести в отдельную структуру, – это рекламную деятельность. В данном случае я говорю не о заключении договоров на распространении рекламы через рекламные агентства, как это делают многие крупные медиакомпании, а о создании собственного рекламного агентства с целью дополнительного контроля над доходами. Преимущества финансовые сходны с предыдущим случаем – больше компаний – больше шансов влезть в УСН, возможность применять разные типы УСН и в совокупности платить меньше налогов. Эксклюзивность рекламного агента (или партнёра, выкупающего всю рекламы), либо нескольких партнёров, даст единство в формировании цены на рекламу, что не даст налоговым органам оснований для контроля цены её реализации. Опять же, есть возможность снизить выручку и в контексте платежей в РАО. Эксклюзивность при наличии жёсткого договора «свяжет» доходную часть радиостанции.
Третье, что можно вывести – это учредитель СМИ (его можно сделать хоть физическим лицом). В этом случае через устав СМИ либо договор между учредитедем и редакцией СМИ можно получить контроль над назначением главного редактора и право изменить редакцию или ликвидировать СМИ. Это, в свою очередь, затруднит полный захват радиостанции – в случае угрозы учредитель сможет затруднить вещание вплоть до его прекрашения.
Тем не менее, вещательную лицензию вывести в буферную организацию нельзя. Являясь самым ценным и уязвимым их активов медиакомпании, она всегда остаётся в основной организации. Это соображение в принципе может ставить под сомнение всю целесообразность диверсификации, т.к. вещательная лицензия – основной актив и основное уязвимое место.
Перевод редакции в отдельное лицо – вопрос особый. Наверное, стоит обсудить это отдельно…