Член жюри конкурса студенческих редакций «УниверСити» Андрей Норкин убежден, что все участники конкурса, независимо от того, будет ли у них в дипломе значиться «журналист», или нет, вполне профессиональны:
«Я не считаю работы непрофильных учебных заведений «журналисткой самодеятельностью». На самом деле в самодеятельности ничего плохого нет, если она качественная. Просто это слово приобрело некий негативный флёр. Мне больше не нравится слово «дилетантство». А вот именно дилетантства на конкурсе и не было. Даже если работы попадались слабенькие — ребята находятся ещё на стадии обучения, — но они всё равно профессиональные. А дилетантами я считаю тех, кто уже выучился и работает спустя рукава. Вот к ним отношение отрицательное. А самодеятельность можно только приветствовать: человек сам занимается этой деятельностью, переживает за результаты своей работы…»
В этом году проект «УниверСити», осуществляемый при поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта и ставящий своей целью поддержку студенческих редакций и повышение их роли в жизни местных сообществ, претерпел существенные концептуальные изменения. Фонд независимого радиовещания, выступающий организатором этого проекта, решил перенести акцент с «точечной» поддержки отдельных студенческих редакций на объединение и создание сообщества таких редакций, организацию взаимного обмена опытом и ресурсами. Впервые были сняты тематические ограничения, и студентам предложили самим выбрать в качестве конкурсного материала любую лучшую, на их взгляд, работу за прошедший год. Как следствие, существенно расширился круг участников. Всего на конкурс «УниверСити» в этом году в разных номинациях было выставлено 145 работ от 34 студенческих редакций из 24 городов. Помимо вузов, свои конкурсные работы на суд жюри представили колледжи и даже общеобразовательные школы. Появилось разнообразие жанров проектов: это и новостные и музыкальные программы, и просветительские репортажи, шоу, игры, клипы…
Пришло и понимание того, что границы конкурса необходимо расширить, выйти за рамки чисто «радийных» материалов. Тенденция к универсализации медиаспециалистов, мультимедийности проектов находит свое закономерное отражение и в студенческих медиа. В результате в этом году на конкурс принимались самые яркие студенческие работы в области аудио, видео и мультимедиа. Традиционно лидировали среди конкурсных материалов аудиопроекты – на суд жюри их было вынесено 60, много было видеороликов – 50, кроме того, студенческие редакции выставили 13 мультимедийных проектов. Последние представлены, в основном, слайдкастами, а также мультимедийными проектами, размещёнными на различных Интернет-платформах.
Отдельной номинацией были вынесены презентации самих студенческих редакций, и это также был осознанный шаг организаторов конкурса. Современные медиа требуют не только журналистских навыков, умения работать с материалом, но способностей правильно презентовать, «продать» свой продукт, сделать его заметным и привлекательным для потенциального слушателя, зрителя и читателя, визуализировать в глазах сообщества. И здесь жюри не ограничивало участников конкурса выбором формата презентации. Кто-то ограничился текстовым описанием проекта в файле MS Word, кто-то рассказал о себе в классической презентации в PowerPoint, кто-то снял видеоролик о себе, а кто-то не поленился даже сделать стильную мультипликационную работу…
Предвидя, что именно в этой номинации участники столкнутся с особыми трудностями, организаторы конкурса сфокусировали обучающую программу именно на помощи в подготовке презентаций. Специально организованная, с привлечением специалистов, прежде всего, в области мультимедиа, Make-Up Лаборатория была нацелена, в первую очередь, именно на расширение кругозора в умении «упаковывать» медийный продукт. Впервые за годы проведения проекта все обучающие занятия были проведены в удаленном режиме, в форме вебинаров, каждый из которых собрал более 40 участников из разных городов. Были некоторые сомнения, смогут ли преподаватели в полной мере вложить в свои занятия необходимые эмоции в таком режиме, но опасения оказались напрасными. Студенты очень положительно отнеслись к вебинарам. Организаторы планируют использовать данную форму обучающих мероприятий и в будущем году.
Андрей Норкин является признанным профессионалом как в радио, так и в телевидении. Тем более значимо и интересно его мнение о качестве работ, выставленных в различных номинациях:
«Если составить некий рейтинг общего уровня студенческих работ по номинациям, то первым я бы поставил радио. Может быть, там действительно более креативные ребята подобрались, а возможно, пусть поймут меня правильно, технически радио делать всё-таки проще, чем телевидение. Поэтому при создании радиопродукта остаётся больше возможностей, чтобы как-то его расцвечивать. А телевидение без камеры, без монтажной аппаратной, без озвучки не сделаешь — и полёт фантазии серьёзно ограничивается возникающими техническими проблемами. В моём личном списке видеопроекты на втором месте, презентации — на третьем, а мультимедиа вот совсем не приглянулись, поэтому определю их на четвёртую строчку. Извините за корявую фразу, но не почувствовал я мультимедийности. Опять же, понимаю, что придираюсь, наверное, и требую от ребят невыполнимого для них просто физически. Но, может, тогда и не стоило то, что получилось, заявлять как мультимедийный проект?..»
Главной проблемой студенческих работ Андрей Норкин назвал попытки копирования «взрослых» коллег:
«Вероятно, соглашусь с мнением других членов жюри, что, в целом, общий уровень презентаций довольно слабоват, но и в аудио- и видеопроектах тоже хватало вещей, сделанных без фантазии. А мне это всегда интересно, ведь если человек загнан в рамки общепринятых клише, если он повторяет то, что постоянно слышит по радио или видит в телеэфире, возникает вопрос: что он сможет сделать, когда выучится и станет дипломированным специалистом? То же самое, что он уже делал, только много-много раз? Мы всё это уже видели и слышали... Мне кажется, данная позиция представляется не очень правильной. Вот когда люди творчески подходят к делу и вдруг придумывают какой-то необычный ход — вот тогда да, в моих глазах эти люди достойны большего доверия, потому что они проявляют свой творческий потенциал, пусть даже при ограниченных финансовых и экономических обстоятельствах. Но виден их интерес. Поэтому нужно дать возможность таким ребятам воплощать их идеи в жизнь, и будет здорово. Калька — не совсем правильный подход, антитворческий…»
Главным критерием оценки работ конкурсантов являлась актуальность избранной темы для целевой аудитории — студенчества, а также местного сообщества. Также учитывались умение раскрыть избранную тему, концептуальность и оригинальность решения, журналистские навыки — владение профессиональными приёмами и инструментами, нетривиальный подход и, конечно, техническое качество.
Андрей Норкин впервые принял участие в работе жюри конкурса «УниверСити»:
«Я первый раз сталкиваюсь с таким заданием — выполнять обязанности члена жюри, поэтому, конечно, было интересно посмотреть и послушать студенческие работы. Общую свою оценку выставил бы «четыре», хотя, насколько помню, в моём судейском бюллетене больше было троек. Но не потому, что всё показалось так ужасно, нет. Так как первой графой в списке критериев оценки конкурсной работы значилась актуальность выбранной темы для самих же студентов, то я и постарался представить себя студентом и выбрать те темы, которые действительно важны. А были представлены материалы весьма разнообразные. Допустим, о том, как курсовую написать, или о борьбе с взятками в вузах. Также было довольно много программ, посвящённых музыке — популярной музыке, которая у молодых людей пользуется спросом. Именно такие темы я старался в первую очередь как-то выделять, а потом уже определять как бы с колокольни студента, интересно мне это или нет. Хотя, возможно, в силу своего возраста уже что-то не понимаю… Но если я ставил оценку меньше четвёрки, то только из-за банальности выбранного подхода…
Ну, а в принципе было очень интересно, я всё внимательно прослушал и просмотрел. Возможно, мой метод оценки представился несколько предвзятым, и баллы покажутся заниженными, но это не так. Просто стараюсь к себе относиться достаточно строго, вот и от других, получается, требую того же. Но вообще сама по себе идея «УниверСити» мне кажется достаточно правильной. Думаю, что если всё дальше продолжать, то конкурс принесёт хорошие плоды. Мне надо ещё пару-тройку лет повариться в этом, чтобы понять, какие студенческие работы и предложения я бы хотел видеть, в каком направлении нужно двигаться — пока не могу брать на себя такую ответственность. Но конкурс, безусловно, нужен.
Журналистика, как ни трудно поверить, всё-таки творческая профессия. И если человек по своему складу творец, он пытается и делает что-то яркое и интересное для других, то его потенциал всё равно будет реализован. Поэтому вопрос вуза и специальности большой роли не играет…»
Итоги конкурса «УниверСити» сезона 2012/13 гг. будут подведены 25 мая в рамках финальных мероприятий Фестиваля «Вместе - Радио» 2.1.
Организаторы конкурса будут рады видеть в Москве не только представителей студенческих редакций, вошедших в короткие списки по различным номинациям, кураторов редакций, но и всех, кто сегодня пробует свои силы в журналистике и заинтересован в развитии студенческих медиа. Площадка конкурса «УниверСити» включает в себя не только обсуждение конкурсных работ, но и большую обучающую программу, а также возможность участия в любых образовательных и дискуссионных сессиях основной программы Фестиваля. Кроме того, специальным гостем студенческой секции заявлен Tom Ehrhardt, немецкий журналист и продюсер, ведущий ежедневного утреннего шоу на популярной берлинской молодежной радиостанции Fritz.
Ну, а финалистам, вошедшим в короткие списки, напоследок напутствие и пожелание члена жюри конкурса Андрея Норкина:
«Скоро будут объявлены результаты, поэтому пожелаю, прежде всего - не расстраиваться тем, кто не победит и получит изрядную долю критики: ведь если критики нет, то значит, совсем не заинтересовало и не тронуло. Поэтому нос не вешать, продолжать трудиться, придумывать. А победителям нос не задирать, потому что это ровным счётом ничего не значит: второй блин, как правило, выходит тоже комом, порой ещё большим, чем предыдущий. И успех сейчас вовсе не гарантирует ровной дорожки в профессии в будущем. Конечно, я их от души поздравлю, но напомню, что нужно продолжать работать дальше, дабы потом больно не шлёпнуться...»
Юлия Белоус