Премьера сразу нескольких репортажей состоялась 7 и 8 февраля на фестивале «Вместе - радио» в Санкт-Петербурге. В течение двух дней журналисты и редакторы нескольких радиостанций Северо-Западного Федерального округа, Белоруссии, а так же студенты питерских вузов учились основам продюсирования и создания репортажей.
Репортаж от «А» до «Я»: практический курс для начинающих журналистов
«Прежде чем выезжать на место событий, рекомендую сложить примерный сценарный план будущего репортажа, - посоветовал участникам курса тренер ФНР Вадим Колнобрыцкий. – Конечно, в финале все окажется не совсем так, как Вы себе нафантазировали, но это поможет создать каркас будущего репортажа».
Участники курса услышали репортерские произведения, сделанные на Сахалине, на Алтае, в Сибири, на Урале. Особое место в обсуждении заняли материалы в стиле «лайф» - то есть записанные в режиме реального времени. В завершение журналисты сделали по одному первому в своей жизни репортажу. Каждый из них был посвящен фестивалю «Вместе - радио».
Обсуждение конкурсных программ фестиваля региональных вещателей «Вместе - радио» в Северо-Западном Федеральном округе состоялось 8 февраля в отеле «Достоевский».
Вместе с теле- и радиожурналистом Дмитрием Губиным конкурсанты высказали свои мнения о прослушанных материалах. На суд открытого жюри было представлено двадцать две звуковые дорожки. Звучали как положительные отзывы, так и объективная критика.
Бесплатные советы Дмитрия Губина
«Участие в конкурсе – это отдельное искусство. Если вы подаете программу на конкурс, хотите урвать приз, вы, пожалуйста, думайте о том, как она выглядит. Это такой бесплатный совет за те 10%, что вы оплатили», - не без улыбки прокомментировал Дмитрий.
В конце отведенного часа представители радиостанций выставили баллы за каждый прослушанный репортаж. Уже сегодня вечером будут подведены итоги и названы победители петербургского этапа фестиваля. (Лада Рудакова)
Информационные выпуски девяти радиостанций Северо-запада борются за первое место на питерском этапе фестиваля региональных вещателей «Вместе-радио». 8 февраля открытое жюри вынесло свой вердикт.
Живые голоса
Отразить ритм города в выпусках новостей удалось не всем конкурсантам. Кого-то подвела любовь к федеральным news-лентам, кого-то – манера подачи информации родом из советского прошлого. Живыми голосами, по мнению и участников обсуждения, и модератора номинации - редактора телеканала «Вести 24» Вадима Колнобрыцкого, - отличаются две радиостанции, представленные в «коротком списке» фестиваля. Это череповецкий «Трансмит» и «Микс» из Луги.
Краткое представление номинантов. Прослушивание выпуска. И – оценка коллег, подчас более жёсткая, чем мнение экспертов. Основные ошибки – «закопанные» новости, брак в записанных интервью, превышение максимально допустимого хронометража. После разбора полётов заполненные оценочные листы ложатся на стол модератору. Мнение участников, по традиции фестиваля, учитывается при подведении итогов вместе с экспертным.
Победителей номинации «Ежедневный информационный выпуск» объявят вечером 9 февраля на церемонии награждения фестиваля «Вместе - радио».
(Любовь Кошелева, Радио Череповца)
От перестановки мест слагаемых сумма поменяется
Речь не об известном математическом законе, а о том, что следует знать и помнить руководителю при подборе кадров. Об этом шла речь на одном из мастер-классов фестиваля «Вместе - радио» в Санкт-Петербуре.
Послушать HR–директора Международного сетевого рекламного агентства Young&Rubicam Марию Золотареву пришли люди самые разные: от руководителей радиоредакций до журналистов и ведущих эфира. И всех волновал один общий вопрос: как сделать свою команду наиболее эффективной? Ответ, как советует Мария Золотарева, кроется в каждом из участников рабочего процесса. При этом руководителю не следует спускаться в жесткий диктат с требованиями пятилетки за год, стоит попробовать проанализировать свойства личностей своих коллег, ведь методик для этого - великое множество.
Конечно, за 6 часов работы профессионалами в подборе и создании эффективного коллектива слушатели курса не стали, однако, одно то, что многие осознали и признали свои собственные ошибки – уже результат. Дальше – работа с учетом полученных знаний и заветный результат, прийти к которому получится только вместе, командой.
(Евгения Шастапалова, Радио Череповца)
Talk есть, а Show нет!
3, 5 часа вместе с Андреем Норкиным участники фестиваля слушали и обсуждали необходимые элементы для создания профессионального разговорного шоу на радио:
• Как готовиться к разговору с планируемыми гостями эфира
• Как подстраховаться, если собеседник «заваливает» разговор
• Нужен ли во время прямого эфира интерактив со слушателем
• Как сохранять ритм прямого эфира и не допустить сбоя во время интерактива со слушателем
• Что может позволить себе ведущий эфира и как этого добиться
• Как справиться со страхом провала в эфире
• Как сохранять доверие слушателя
Фрагмент размышлений Андрея Норкина, должен ли ведущий эфира автоматически ставить себя в оппозицию пришедшему на радиостанцию гостю.
Заместитель главного редактора радио «Коммерсантъ FM» Константин Эггерт раскрыл перед участниками фестиваля «Вместе – радио» в Санкт-Петербурге некоторые из секретов правильного репортажа.
Живая тайна
8 февраля представители радиостанций Северо-запада обсуждали конкурсные репортажи. Как выяснилось, из участников, находившихся в зале, а их было около тридцати, активно в этом жанре работают только четверо. Но это вовсе не говорит о том, что победа им обеспечена, ведь оценки друг другу выставляют сами же конкурсанты. Темы репортажей довольно разнообразны: начиная с акции костюмированных «хрюшек», которые искали на прилавках супермаркетов Петербурга просроченные продукты, заканчивая материалом о российских эмигрантах в Швеции. Бурно прошла дискуссия вокруг сюжета «Русского радио в Сыктывкаре» о бездомных людях. Остро встал вопрос: «Что важнее? Человек или его социальный статус?» К единому мнению участникам дискуссии прийти так и не удалось.
Кроме моральных, этических моментов обсуждали и технические вопросы: качество звука, образ журналиста в репортаже, композиция… По словам Константина Эггерта, сейчас в СМИ прослеживается активная тенденция к визуализации текста, а репортаж – это как раз тот жанр, который позволяет радиослушателям буквально побывать на месте событий.
(Лада Рудакова)
Утреннее шоу на радио – прибыль в чистом виде
Тут нет правил. Можно попробовать взять звезд. Например, тех, кто несколько лет назад завершил свою радио- или телевизионную карьеру, но по сей день узнаваемы и любимы. А можно – новичков. Главное, чтобы они «цепляли» и «заводили» слушателя, вовремя шутили и вовремя становились серьезными. По словам Сергея Лапенкова, всегда стоит помнить, что ведущие утреннего шоу - это лицо станции. Поэтому трепетное к ним отношение, поддержка руководства – правило номер один.
Во благо утренним шоу идут и нестандартные ходы. К примеру, участники встречи узнал о приемах подачи видеосигнала с утреннего радиошоу на телеканал и в интернет. И это непременно приводит к увеличению аудитории.
По мнению Сергея Лапенкова, руководители, принимающие в кризисные времена решение о закрытии проектов и программ, сами роют себе могилу. Рекламные клиенты, размещавшиеся в шоу, уйдут на другие станции и принесут прибыль конкурентам. В итоге радиостанция из кризиса попадет в еще большее пике, несмотря на все проведенные оптимизационные мероприятия, кажущиеся на первый взгляд логичными.
Конечно, работа радиостанции не ограничивается одним лишь утренним шоу. Это - процесс многогранный и сложный. При этом, как считает директор радиохолдинга «Медиа ФМ», от этой работы нужно получать радость. И главное - радио должно приносить прибыль. Потому что, если ситуация обратная, то стоит задуматься: а нужно ли это радио вообще кому-нибудь? И – принимать решения.
(Евгения Шастапалова, Радио Череповца)
Почем имидж для народа, или ва-банк на радио
И только очень немногие решаются на кардинальные перемены. Особенно на такие, которые в конечном итоге приведут к совершенно новому продукту, каких ранее вообще не было на медиарынке.
Об особенностях такого шага ва-банк журналистам и редакторам на одной из встреч, организованных на фестивале «Вместе – радио» в Петербурге, рассказал Максим Димов, заместитель главного редактора информационного вещания ТК «Москва - 24». На собственном примере и собственном опыте.
Первое, что нужно сделать, чтобы вдохнуть новую жизнь в старую и давно существующую частоту - это понять, на кого будет работать новое радио, составить реальный портрет такого человека, его возраст, привычки, уровень дохода, образования и т.д., - советует Димов. Без подробного портрета дальнейшие действия бессмысленны и нескоординированы.
Второе: оформление эфира. Пропевки, напевки, запевки – седая древность. Современная станция подобно современному человеку «одевается» в то, что соответствует времени, месту и аудитории, считает Максим. Например, для нового оформления одной не новой станции Димов и его компания выбрали команду из Англии, «переодевшую» знаменитую ВВС №1. В итоге российская станция, о которой рассказывал Димов, получила динамичные музыкальные бэки, лаконичные отбивки и джинглы.
Третье: музыкальный контент. Можно пойти по пути: «У нас - проверенные хиты». Однако, таких станций, по словам эксперта фестиваля «Вместе - радио», большинство. Какую ни включи - плэй-лист как под копирку. А можно выбирать такую музыку, которой еще нет ни на одной радистанции в России.
Четвертое: люди. В новой команде должен быть грамотный и опытный программный директор, имевший уже позитивный опыт перепрограммирования радиостанций. Кроме того, профессиональные ведущие, в том числе для утреннего шоу, эксперты в тех сферах, о которых будет говорить новоая станция, редакторы, готовящие различную сервисную информацию и, конечно, звукорежиссеры.
Пятое: деньги. Стоит признать, что все эти пункты весьма затратны.
Шестое: терпение. От момента запуска радиостанции в новом формате до замера уровня успешности пройдет не одна неделя.
Седьмое: промо. Реклама должна быть - и это не обсуждается. Наружная, в печати и на ТВ. Плюс кружки/наклейки/магнитики/календарики и прочая другая мелочь с логотипом и частотой вещания. Стоит не очень дорого, а результат очевиден – узнавание.
Итак, подытожим. Хорош ли эксперимент в таких вещах как смена имиджа радио? Максим Димов на этот вопрос ни положительно, ни отрицательно не ответил. Может быть, потому, что он наверняка знает ответ, но каждый до него должен дойти сам.
(Евгения Шастапалова, Радио Череповца)
Talk есть, show нет - 2
Три «кита» обеспечивают журналисту удачу в момент прямого включения. Такой мыслью поделился с участниками фестиваля «Вместе - радио» в Петербурге эфирный ведущий радиостанции «Коммерсантъ FM» Андрей Норкин. Три кита – это отсутствие страха перед публикой, наличие общего бэкграунда и умение не теряться в эфире. При этом нельзя забывать и о культуре. «Вы никогда не должны опускаться до уровня ваших слушателей», - советует коллегам Норкин, - вы должны его поднимать до своего уровня, но делать это деликатно».
Кроме того, во время работы на фестивале Андрей обсудил с радиожурналистами СЗФО ток-шоу из регионов, представленные на конкурс «Вместе - радио». В этой номинации были представлены четыре работы. Однако, как выяснилось после дискуссий, некоторые из них больше походили на интервью с гостем, нежели на ток-шоу. По результатам общего голосования первое место заняло ток-шоу журналистов радио «Балтик Плюс» из Калининграда.
(Лада Рудакова)
Рыбак - рыбака, или хитрости креативного мышления Хитрости продвижения проектов, в том числе медийных, в социальных интернет-сетях раскрыл перед участниками фестиваля «Вместе – радио» в Санкт-Петербурге гендиректор московского креативного агентства «Betaline» Денис Баталин. Основная ошибка большинства производителей сайтов в регионах: они идут «от бренда». А этого, по словам Дениса Баталина, делать не стоит. Исключения: если вы производите самый известный в мире шипучий напиток или в логотипе вашего медиа-холдинга есть надкушенное яблоко. Людей, по мнению эксперта, надо заинтересовывать тем, что им интересно. Но для этого необходимо узнать получше жителей города. Поняв, что среди 300 тысяч горожан половина – рыбаки, смело создавайте в соцсети группу о рыбалке, а где-то в уголке странички, давайте ссылку на официальный сайт, советует гость фестиваля «Вместе – радио». Молодёжь можно привлечь афишей развлечений, а тех, кто постарше, - рецептами квашеной капусты, схемами вязания прихваток, макраме и т.п. И не стоит переживать, что эта концепция не будет соотноситься с официальным сайтом города. Как советует гендиректор «Betaline», главная задача – привлечь как можно большую аудиторию, а здесь стоит играть по правилам социальных сетей. (Любовь Кошелева, Радио Череповца)
10 февраля фестиваль "Вместе - радио" 2.1 завершил работу в Северо-Западном ФО. Поздравляем победителей!
Следующий этап будет проходить в Ростове-на-Дону, 15-17 марта.