Главное — самому улыбаться своим шуткам. Так сформулировал критерий того, что шутка действительно удалась, ведущий авторской программы на телеканале «Дождь» Александр Филиппенко, который поделился с участниками фестиваля «Вместе - радио» тайнами юмористических передач, рассказал, что такое вечернее шоу, и как дать понять зрителю, что твоя шутка действительно смешная.
Чтобы показать, как работают профессиональные сценаристы, Александр Филиппенко, в недавнем прошлом сценарист программы »Прожэкторпэрисхилтон», предложил слушателям придумать шутку про погоду. Как оказалось, над такой банальностью, как неточные прогнозы погоды можно шутить довольно долго, особенно, если в зале сидит не два человека, а около сорока. Как объяснил шутник-эксперт, примерно так и происходит рождение шутки из коллективного разума. Главное, чтобы в потоке остроумия самая смешная шутка не потерялась – для этого процесс творчества тщательно стенографируется.
На вопрос, смешно ли бывает тем, кто юмором зарабатывает на жизнь, Александр ответил двояко: сначала все время смеешься, а потом привыкаешь, и юмористы со стажем часто бывают в жизни совсем даже не веселыми.
Александр отдельно отметил, что теории шуток, конечно, нет и быть не может – смех сам по себе иррационален. Действительно, как можно объяснить тот факт, что самой смешной шуткой в любой телепередаче будет ролик про то, как кто-то поскользнулся на банановой шкурке. При этих словах никто не смеялся, но как только Александр начал рассказывать подробно, как какой-то дядя идет себе по дороге, насвистывает мелодию, и вдруг – раз, и он уже на земле, тут зал не выдержал.
При этом начинающим сценаристам Филипенко посоветовал оставлять самую смешную шутку для финала передачи, ведь слушателю или зрителю требуется время, чтобы настроиться на «смешной» лад.
Сидевших в зале также волновал вопрос – что такое вечернее шоу, почему на всех каналах плодятся, как грибы после дождя, передачи с приглашенными гостями и ведущим-остряком. Александр терпеливо отвечал, что таковы каноны жанра, что даже задний фон в студии в подобных передачах обычно бывает одинаковым – вечерний город, горящий всеми огнями. Чисто российская специфика в таких передачах выражается в том, что на вечернее шоу приходят примерно одни и те же звезды, оттого и возникает эффект «клонирования».
Работа с приходящими на передачу гостями, по мнению Александра Филипенко, самая сложная работа - ведь многие знаменитые и состоявшиеся в своей профессии люди, попросту теряются в окружении профессиональных весельчаков, которые устраивают перекрестный обстрел шутками. Для этого, по словам Александра, сценаристы всегда разрабатывают шутки не только для ведущих, но и для гостей, а пришедшему на программу уже рассказывают примерный ход передачи, попутно предлагая на выбор темы, чтобы пошутить. Впрочем, не обходится и без остроумных экспромтов, в том числе, и от приглашенных звезд.
Так что в шутках, сколь ни теоретизируй, главное – это все-таки практика…
Ольга Зябко
Фоторепортаж Анастасии Кондратьевой
Аудио и видеорепортажи с площадок финала «Вместе – радио» смотрите и скачивайте со специального канала фестиваля.
Вся информация об этом и других мероприятиях фестиваля представлена на сайте www.radiofestival.ru. Следите за обновлениями!
Стратегический технический партнер Фестиваля – системный интегратор Qualitron, представляющий на Финале технологию VidiGoVisualRadio.
Фестиваль «Вместе – радио» 2.1. – место встречи профессионалов!