В условиях развития глобальных электронных технологий профессия журналиста претерпевает серьезные качественные изменения, а традиционные средства массовой информации сталкиваются с целым комплексом новых проблем.
Ситуацию обсудили участники видео-моста Москва-Рига: председатель радиокомпании «Голос России» Андрей Быстрицкий, председатель МТРК «Мир» Радик Батыршин, президент Союза журналистов Латвии Юрис Пайдерс, председатель Национального совета по радио и телевещанию Латвии Абрам Клецкин, председатель правления Информационного агентства BNS Сигита Кирилка, генеральный директор LTV Эдгарс Котс и др.
Развитие современных средств доставки контента вносит существенные изменения в схему взаимоотношений между производителями информации и ее потребителями. Например, широкополосный интернет может стать фактически альтернативным цифровым телевидением, причем, количество доступных зрителю каналов при этом резко возрастет.
С одной стороны, это приводит к невиданному обострению конкуренции между различными поставщиками новостей, с другой стороны, как подчеркнул Андрей Быстрицкий, к дроблению аудитории.
Общество теряет объединяющий его источник знаний о событиях, происходящих в мире, и раскалывается на потребителей информационного продукта «по интересам». Причем, в новых условиях именно аудитория формирует повестку дня для СМИ.
Роль журналиста в таком обществе, как оказалось, трактуется неоднозначно. Сигита Кирилка считает, что в последнее время наибольшим спросом пользуется достоверная и «чистая» информация, не приправленная комментариями и аналитикой. По ее мнению, люди хотят получать знания без посредника: «наша задача - дать им хорошую новость, чтобы человек сам мог думать над ней и анализировать».
Среди клиентов информационного агентства BNS все меньшее место занимают другие медиа и все большее - предприятия и частные лица. Дискуссиям и спорам, считает Сигита Кирилка, место в гражданской, любительской журналистике, в блогах.
Абрам Клецкин видит главную задачу журналиста в структурировании и анализе фактов. Профессионал должен помогать людям ориентироваться в хаотическом нагромождении никак между собой не связанных новостей. Если журналистика не обеспечивает для общества понимания того, что важно, а что нет, то она просто не нужна, считает он.
Качественная журналистика особенно важна в условиях обострившейся конкуренции между различными СМИ, - считают Андрей Быстрицкий и Эдгарс Котс.
К журналистике должны предъявляться более высокие требования, отметил руководитель РГРК «Голос России», поскольку теперь у зрителя (слушателя, читателя) должны быть более веские основания, чем раньше, чтобы обращаться к тому или иному медиа, так как выбор огромен. Причем, это выбор и между различными СМИ, и между различными способами доставки информации.
Пока что аудитория оценивается экспертами как достаточно консервативная. Традиционные медиа отнюдь не устарели. Как минимум, 50% потребителей информации хочет, чтобы им доставляли новости, а не предлагали самостоятельно искать их в интернете, говорит Радик Батыршин.
Андрей Быстрицкий называет более значительную цифру: 85% аудитории предпочитает «крайне пассивное поведение в информационной сфере. Примерно 15-17% - это среднеевропейская величина - настроены на более-менее активное отношение к медиа». Однако выбор конкретного СМИ зависит от качества предлагаемого материала.
По словам Андрея Быстрицкого, 90% контента телерадиовещательных и интернет-компаний составляет фоновый «мусор»: «Он производится практически всеми и мало чем отличается у разных компаний. А эксклюзивная, креативная часть - собственные новости, информация, подготовленная лучшими комментаторами и обозревателями, - не очень значительна».
Взаимодействие между различными СМИ должно основываться на четком разделении «обязательного меню», то есть фонового контента, и того, что компании делают «по собственному замыслу и стремлению».
Председатель РГРК «Голос России» указал на различие таких функций средств массовой информации, как производство, агрегирование и распространение новостей. «Это абсолютно разные вещи», - подчеркнул он.
Времена компаний, которые, подобно BBC, сами производили и сами занимались доставкой информации, проходят. В данном контексте задача общественного вещания, сказал Андрей Быстрицкий, заключается в том, чтобы агрегировать и раздавать новости.
Роль агентств - «предложить фантастически удобный бесплатный сервис, великолепную поисковую систему и способность давать людям осмысленные сбойки новостей, агрегировать информацию».
Обилие «мусора» в информационном пространстве, по мнению Абрама Клецкина, определяет то, что манипулировать общественным мнением стало легче: «Заполнение этого пространства, многократно увеличивая количество информации, не увеличивает информированность зрителей, слушателей и читателей, не увеличивает в обществе понимание происходящих общественно-важных процессов».
Юрис Пайдерс, наоборот, утверждает, что с развитием технологий манипулировать сознанием потребителя информации становится невозможно. «Телезритель сможет разоблачить любую манипуляцию, просто переключив канал», - сказал он. Андрей Быстрицкий согласился с тем, что при разнообразии новых технологий возможности манипулирования общественным сознанием ограничены.
Количество источников информации, доступных любому потребителю, многократно возрастает благодаря развитию блогосферы. Юрис Пайдерс считает систему индивидуальных масс-медиа альтернативной моделью журналистики, когда исчезает посредник между автором и читателем.
Отвечая на вопрос, не вытеснит ли со временем гражданская журналистика профессиональную, он признал, что именно в этом направлении и происходит движение.
Однако бурный рост блогосферы имеет множество этических и финансовых аспектов, требующих осмысления. Например, если издание существует за счет рекламы, то это прозрачная схема. А вот прозрачность доходов блоггера сомнительна. «Плохо, когда не известно, кто финансирует журналиста», - отметил Юрис Пайдерс.
Андрей Быстрицкий также указал на серьезность проблемы прозрачности финансирования гражданских журналистов. Блоггер - это человек, которого может читать до 100 тысяч человек в день. Он оказывает большее влияние на общество, чем иная газета.
Для того чтобы отвечать вызовам времени, общественное вещание должно уделять первостепенное внимание качеству журналистики. А качество журналистики требует денег.
«Нам надо твердо решить, из каких средств в дальнейшем будет финансироваться то, что называется общественное вещание. Из общественных фондов или как-то иначе. Потому что совершенно очевидно, что «рекламный пирог» дробится все больше и больше, рекламные средства перетекают из традиционных телевизионных и радийных ресурсов в интернет», - сказал Андрей Быстрицкий.
Газеты также лишаются источников дохода благодаря распределению средств от рекламы между возрастающим количеством игроков. Все это происходит в условиях, когда роль отдельных СМИ нивелируется, а аудитория делится на множество сегментов.
Получается, что сохранение общественного вещания и его достойное финансирование - это вопрос целостности общества.
Аналогичную точку зрения высказал и Абрам Клецкин. По его словам, именно общественное вещание должно предоставлять качественную информацию о политической и общественной жизни.
Ту информацию, которая не всегда пользуется большим спросом, но без которой невозможна демократия в стране. В противном случае в СМИ обсуждаются исключительно сплетни и скандалы, а те проблемы, которые касаются каждого гражданина, не находят отражения ни в телевизионных сюжетах, ни в радиопрограммах.
Что касается сотрудничества российских и латвийских СМИ, то Радик Батыршин предложил коллегам из Латвии присоединяться к межгосударственному информационному пулу, существующему в рамках телекомпании «Мир», - к своеобразной «копилке», которую пополняют и откуда черпают сюжеты журналисты восьми стран СНГ.
Андрей Быстрицкий предложил латвийским коллегам доступ к материалам радиокомпании «Голос России», не предназначенным для широкой публики, - это мониторинг, интеллектуальные оценки, аналитика и т.п.
Представители латвийских медиа высказались менее конкретно. Они призвали российских журналистов к честному и толерантному обсуждению вопросов, волнующих обе страны, предложили покончить со «скелетами в шкафу» и «начать по делу решать проблемы, как исторические, так и современные».
Нина Кайшаури