Марк Боал, лауреат премии «Оскар» за «Лучший оригинальный сценарий»
По его статьям для журнала «Playboy» снимали художественные фильмы. Позже он решил, что может написать лучше голливудских авторов. Его первый сценарий «Повелитель бури» получил «Оскар». В интервью Cinemotion_lab Марк Боал рассказывает, как журналистика помогла ему стать успешным сценаристом.
_____________________________________________________________________________
CINEMOTION_LAB: Вы долгое время работали журналистом в «Playboy», «Rolling Stone», «The New York Observer» и других изданиях. Как вы попали в кинобизнес?
МАРК БОАЛ: В 2003 году студия «FOX» решила снять экранизацию одной из моих статей для «Playboy». Речь в ней шла о полицейском, работавшем под прикрытием в одной из школ Пенсильвании, чтобы выявить цепочку наркодилеров. В результате получился сериал «The Inside». Это был очень интересный проект, после него я понял, как устроена голливудская система кинопроизводства. Основной урок, который я вынес – это то, чего делать не стоит. После того, как я продал права на статью, моя роль свелась к оказанию консультаций авторам проекта – непосредственно в создании сценария я участия не принимал. Тогда я решил, что больше так работать не буду: если Голливуду интересны мои публикации, то я сам буду писать по ним сценарии. Через пару лет, правда, я это обещание нарушил – Пол Хаггис написал по моей статье сценарий «В долине Эла». Работа над фильмом вместе с Полом заменила мне курсы сценарного мастерства. Я научился у него многим полезным приемам.
CL: Вы могли бы привести пример?
МБ: Сложно выделить что-то одно. Ну, например, я понял, что самые мощные сцены и шокирующие откровения лучше приберегать на конец фильма.
CL: Вы написали «Повелителя бури» после работы журналистом в Ираке в 2004 году. Как вы решили туда поехать?
МБ: Меня шокировала трагедия 11 сентября и последовавший за ней военный конфликт. Я начал публиковать статьи об американской армии и в какой-то момент понял, что если действительно хочу писать о войне, то должен увидеть ее своими глазами. Тогда я убедил своего редактора в «Playboy» отправить меня в Ирак на пару недель. Мы думали, что читателям будет интересно узнать о жизни отряда саперов. То, что я там увидел и пережил, легло в основу сценария.
CL: Почему из всех историй, которые вы узнали, поработав журналистом в Ираке, вы решили рассказать именно эту?
МБ: На самом деле, суть «Повелителя бури» не в истории, а в герое. Меня поразили люди, которых я встретил в Ираке. Мне очень хотелось, чтобы зрители забыли газетные клише и стереотипы, касающиеся героизма, и погрузились в мир этого смелого, иногда даже чересчур смелого сапера. Потом уже встал вопрос, как связать действующих лиц сквозной сюжетной линией.
CL: При создании главного персонажа опирались ли вы на классические образы героев войны в кинематографе?
МБ: Я не думаю, что прототипов Джеймса следует искать в голливудских фильмах. Скорее, он основан на реальных солдатах, с которыми я общался. Хотя потом критики говорили мне, что главный герой – на самом деле, логическое продолжение кинотрадиции. Но когда я писал сценарий, то просто пытался отразить правду жизни и создать сложного персонажа. На первый взгляд, его поступки – это глупая, тщеславная бравада, но его внутренняя жизнь очень сложна.
CL: Внутренние конфликты героев фильма кажутся более важными, чем их попытки остановить взрывы. Это намеренный акцент?
МБ: Да. На самом деле, это драма о внутренних переживаниях, замаскированная под боевик.
CL: Фильм состоит из малосвязанных эпизодов. Почему вы выбрали такую структуру повествования?
МБ: Это не первая картина о войне, построенная таким образом. «Апокалипсис сегодня» имеет похожую структуру. Мне кажется, что война такая и есть: она состоит из разрозненных эпизодов, не имеет аккуратной, четкой сквозной линии. Я не хотел писать фильм, который бы рассказывал о какой-то одной миссии саперов, потому что мне важно было показать «рутинную» работу этого отряда. По той же причине в фильме нет четкого антагониста. Было бы безвкусицей ввести в сценарий одного Главного Террориста и заявить, что ребятам достаточно обезвредить Главную Бомбу, тогда все будет в порядке. В реальности все по-другому. Бомбы обнаруживаются постоянно – одна за другой. Структура фильма – следствие моего желания показать правду жизни. Я не ставил себе целью рассказать историю из трех или четырех актов или множества эпизодов. Трехактная структура – это правильно, но таких фильмов снимают столько, что я подумал: «А почему бы не попробовать что-нибудь другое?» Но, кстати, если говорить о развитии героя, то трехактная структура там есть. Никуда от нее не убежишь.
CL: «Повелитель бури» – ваш первый сценарий. Что было самым сложным при работе над ним?
МБ: На самом деле, все было очень сложно. Не могу вспомнить, чтобы хоть что-то показалось простым.
CL: Правда ли, что вы переписывали сценарий 17 раз?
МБ: Я не уверен, что число точное, но похоже на правду. Сначала я написал пару драфтов без определенной структуры. Перечитав их, я понял, что такой фильм смотреть будет невозможно, и только после этого стал выстраивать историю. Мы очень долго пытались сделать так, чтобы три главных персонажа образовали сильный ансамбль, чтобы никого из них не обделить экранным временем. Несколько драфтов ушло на то, чтобы найти этот баланс. Из первых набросков в фильме осталось совсем немного: например, монолог главного героя, обращенный к сыну.
CL: Помог ли вам опыт в журналистике при работе над сценарием?
МБ: Да. Суть журналистики в том, чтобы суметь рассказать историю через детали, этот подход я использовал и при написании сценария. Кроме того, как журналист я всегда ориентирован на важные, актуальные темы. Журналисты учатся запоминать, что говорят другие, ведь иногда под рукой не оказывается диктофона. Кроме того, иногда требуется с помощью одной-двух цитат точно выразить, что за человек ваш собеседник. Профессиональная привычка журналиста – слушать – очень помогала мне при разработке персонажей.
CL: В отличие от журналистики, при написании сценария вы могли дать свободу воображению. Комфортнее ли вы себя чувствовали?
МБ: И да, и нет. С одной стороны, возможность придумать новую реальность окрыляет и дает ощущение свободы, но, с другой стороны, иногда легче выбирать из ограниченного числа альтернатив.