У многих петербургских заведений общепита с недавнего времени появилась новая строка расходов — отчисления авторам и правообладателям музыки, которая исполняется в помещениях кафе и ресторанов. Организации по защите прав интеллектуальной собственности рассылают владельцам требования оплаты за песни. Одни соглашаются, другие не реагируют. Эксперты полагают, что действия авторских обществ — "налог на воздух", однако сотрудники организаций намекают на проблемы в случае отказа от их требований.
Рестораны, бары, пабы, кафе Петербурга получают уведомления с требованием выплаты отчислений за исполняемую в залах музыку от Всероссийской организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Кроме ВОИС защитой прав авторов и правообладателей занимается Российское авторское общество (РАО).
Клиентская работа двух организаций предельно проста — сотрудник РАО или ВОИС заходит в увеселительное заведение или точку общепита, внимательно прислушивается к играющей музыке и делает диктофонную запись. При этом не важно, играет ли запись с диска или же включено радио, — закон, по мнению инспектора, нарушается в любом случае. После этих нехитрых процедур в адрес заведения поступает письмо с предложением заключения соответствующего договора для легализации исполняемых фонограмм.
В распоряжении редакции ЗАКС.Ру оказалось подобное письмо. Там говорится о "необходимости заключения договора" и ненавязчиво указывается сайт, где можно ознакомиться со ставками и прочими документами.
Если администрация заведения проигнорирует предложение, ему обещают проблемы: "Если кто-то отказывается заключить с нами договор, то в соответствии с законом могут последовать проверки УБЭП и других проверяющих органов. Если факт незаконного исполнения записей будет доказан, на заведение будет наложен штраф", — рассказал ЗАКС.Ру инспектор ВОИС по Санкт-Петербургу Михаил Билим. В соответствии со статьей Гражданского кодекса № 1326, "за публичное исполнение фонограмм … предусмотрена выплата вознаграждения. Указанное вознаграждение вправе собирать только аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе".
Именно такой аккредитованной организацией и является ВОИС вкупе с РАО. Первое занято защитой прав исполнителей и изготовителей фонограмм, а второе радеет за права авторов. На сайте ВОИС говорится, что организация управляет смежными правами крупнейших российских компаний — изготовителей фонограмм, таких как "Мелодия", студия "Союз", Первое музыкальное издательство и многих других. Среди представленных документов — благословение на деятельность от патриарха Алексия II.
Михаил Билим раскрыл принцип образования ставок на исполняемую музыку. По его словам, общая цена зависит от вместимости заведения: до 20 посадочных мест и далее. Расценка в среднем составляет около 60 рублей с места. Таким образом, кафе на 40 человек ежемесячно должно платить около 2400 рублей. Билим отметил, что в клиентской базе ВОИС по Петербургу уже находится около 600 клиентов. Своим подзащитным организация отправляет 60% от собранных денег — 40% идет самой ВОИС.
Между тем если заведение захочет заключить договор "по легализации" только с одной ВОИС, то оно все равно будет нарушать закон — ведь права автора не будут защищены: ВОИС защищает только права смежников. В этом случае всегда готово предоставить свои услуги РАО.
У регионального РАО, по словам заместителя директора Северо-Западного филиала Российского авторского общества Натальи Лоховой, около 5 тысяч договоров. "Наша организация занимается защитой именно прав авторов, когда в индивидуальном порядке это им сделать затруднительно", — говорит она. Заведения, с которыми у РАО имеются договоры, сами указывают, какую музыку и сколько раз они проигрывают в день, после чего вознаграждения, собранные с них, отправляются тем авторам, которые фигурировали в отчетных документах заведений.
Только за ноябрь–декабрь 2009 года РАО собрало вознаграждений на сумму почти в 58 млн рублей. За год отчисления в кассу организации составили около 290 млн рублей. "Работа с иностранными авторами строится так же, как и с отечественными, — у нас есть международные договоренности, деньги доходят до адресатов", — подчеркивает Лохова. Но не за всю музыку РАО берет плату: к примеру, за народное и фольклорное творчество отчисления отправлять некому. В общественное достояние переходят произведения, срок охраны (жизнь автора и семьдесят лет после его смерти) на которые истек. Владельцы заведений также должны платить за выступления артистов, которые вживую исполняют чужие песни, — по мнению охранителей авторских прав, это тоже не должно оставаться без оплаты.
Во многих барах Петербурга идут на заключение соглашений. К примеру, в крупной сети пивных баров "Бар СПб" ЗАКС.Ру заявили, что руководство компании в курсе дела и поэтому сеть пивных заключила договор с профильной фирмой, поручив ей вести дела в этом направлении. А вот в немецкой пивной Peter Schoffer на Каменноостровском проспекте не смогли толком ответить, есть ли у них какой-либо договор для легализации музыки.
Известный московский журналист и блогер Максим Кононенко считает, что "РАО — это очередное РЖД или РАО "ЕЭС": деньги, которые они получают от отчислений, почти не доходят до авторов, а большая часть разворовывается".
"Защита правообладателя и интеллектуальной собственности с появлением интернета серьезно пошатнулась. Все звукозаписывающие компании, чей доход строился на продаже пластинок, это понимают — необходима новая система защиты. А то, чем сейчас занимается РАО, — откровенный бандитизм, — возмущен Кононенко. — Это налог на воздух. Только народ может остановить их аппетиты, разом послав куда подальше". Дирекция заведения, письмо в адрес которого оказалось в редакции, так и поступила, наложив лаконичную нецензурную резолюцию.
Кстати, ВОИС и РАО наряду с Союзом кинематографистов (который возглавляет Никита Михалков) вошли в число учредителей нового объединения "Российский союз правообладателей" (РСП). Состав правления и совета этих организаций во многом совпадает. А возглавляет совет РСП Никита Михалков собственной персоной. Недавно организация озаботилась тем, что и пустые компакт-диски представляют серьезную угрозу для авторов интеллектуальной собственности, и выступила с инициативой облагать болванки, а также другие записывающие устройства налогом в пользу авторов произведений, которые могут быть записаны покупателями в домашних условиях.
Илья Евстигнеев