Созданная при поддержке Российского авторского общества Всероссийская организация интеллектуальной собственности уполномочена собирать отчисления с владельцев телевизоров, проигрывателей и радиоприёмников, если те включены в публичных местах. Некоторые из членов совета директоров РАО входят и в правление ВОИС. Так что дуэт РАО — ВОИС приобретает, похоже, все черты авторско-правовой олигополии.
Недавно «Часкор» рассказывал об организациях по коллективному управлению правами (сокращённо ОКУП), вроде Российского авторского общества, упоминая об инцидентах с концертами групп Deep Purple и «Хор Турецкого», когда РАО предъявило претензии к организаторам этих концертов. На самом деле случаев таких гораздо больше. Например, в Мурманске объектом внимания РАО стал концерт Игоря Корнелюка, а в посёлке Барвиха — концерты Элтона Джона и итальянского певца Андреа Бочелли.
Вдобавок около месяца назад ещё один тесно связанный с РАО ОКУП под названием ВОИС получил так называемую аккредитацию на управление правами исполнителей и изготовителей фонограмм. В этой статье мы попробуем осветить вопрос о том, что собой представляет такая аккредитация и почему её получение так важно для организации, осуществляющей коллективное управление правами.
Законодательство предусматривает ситуации, когда произведения могут быть использованы кем угодно без разрешения правообладателя. В случае когда закон не требует за это платить, такое использование называется свободным (оно же fair use). В него включается цитирование, создание ксерокопий отрывков книг и статей, копирование в личных целях любых произведений (кроме программ для ЭВМ, баз данных, книг полностью и нотных текстов), а также другие действия, предусмотренные в статьях 1273—1280 ГК.
Платить за всё это правообладателям не нужно. Однако в Гражданском кодексе предусмотрены и ситуации, когда авторские отчисления производить всё-таки требуется. Такое использование обычно называют бездоговорным, и именно за него собирают деньги организации по управлению правами.
Те, кто возмущён деятельностью РАО по сбору отчислений «за всех», почему-то забывают о том, что до принятия четвёртой части ГК представлять всех правообладателей могла вообще любая организация по коллективному управлению правами. Именно так получил лицензию на распространение в интернете чуть ли не всего мирового репертуара сайт allofmp3.com — её выдало некое Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).
Были совсем малозаметные ОКУП, например некое некоммерческое партнёрство «Межрегиональное авторское содружество», которое тоже выдавало «лицензии на всё», вызывая попутно нарекания со стороны участников рынка. Ну и ещё пяток других: все они занимались тем, что собирали деньги, которые обещали раздать авторам, явившимся за своей долей.
Понятие «аккредитация», предусмотренное в четвёртой части ГК (ст. 1244), навело порядок в этой вольнице. Теперь существует шесть сфер бездоговорного использования произведений, в которых можно получить аккредитацию. Выдачей её занимается Росохранкультура. Теперь только аккредитованная организация может представлять правообладателей, которые не заключили с ней договор. Для того чтобы передать полномочия по управлению правами от неё другому ОКУП, нужно написать заявление об «отзыве прав», а через три месяца прийти в РАО, забрать то, что оно для вас насобирало, и стать от него свободным наконец-то.
Теперь ситуации, подобные той, которая произошла с сайтом allofmp3.com, просто невозможны: в сфере распространения произведений в интернете не предусмотрено аккредитации. То есть раздавать лицензии «за всех», как это делал РОМС, никто не сможет без договора с автором.
Аккредитован ОКУП может быть в какой-либо из шести сфер управления правами. Прежде всего это группа прав, которые используются в случаях публичного исполнения: главное — авторские права на само произведение, включающие в себя права автора текста и композитора. Если же при этом происходит не живое исполнение, а проигрывается готовая фонограмма, отчисления нужно платить ещё исполнителю и изготовителю фонограммы (а если исполнение транслируется из радиостудии, то только исполнителю, поскольку фонограмма не используется).
Право на отчисления сохраняет композитор музыки, использованной в фильме. Из всех создателей фильма такая привилегия есть только у него, это явный анахронизм, ведущий начало ещё от тапёров в немом кино. Обоснованность таких выплат часто подвергается сомнению, но, пока из закона их не вычистили, платить всё-таки придётся.
Есть в законе и ещё два вида прав, о которых широкие массы не подозревают. Первое им знать просто не нужно: это так называемое право следования, согласно которому автор произведения имеет право на отчисления при перепродаже его оригинала. Чаще всего этим правом пользуются художники, но оно также распространяется на писателей, поэтов и композиторов.
Второе из никому не известных прав (оно же последнее в общем списке) — право на вознаграждение за так называемое домашнее копирование, то есть создание копий произведений в личных целях. Благодаря успехам отечественной копирайт-пропаганды в умах стойко укоренилось мнение о том, что «скачивать и копировать фильмы и музыку незаконно». Как и многое другое в этой пропаганде, это утверждение — неправда.
Копировать произведения, защищённые авторским правом, в личных целях прямо разрешено Гражданским кодексом (ст. 1273). А для того чтобы возместить правообладателям упущенную выгоду, причинённую копированием, законом предусмотрены отчисления, которые должны платить производители и импортёры оборудования и носителей, которые используются для такого копирования. Производители эти затраты в свою очередь включают в стоимость своей продукции, так что в конечном итоге платят всё равно покупатели.
Не так давно в интернете активно обсуждалась новость об инициативе Никиты Михалкова и Союза кинематографистов по введению нового налога — отчисления с каждого проданного DVD-диска. По замыслу собранные средства должны пойти на поддержку некоммерческого, артхаусного, а также дебютного кинематографа. Многие комментаторов высказывались в том духе, что такие отчисления — абсурд, но о том, что они давно предусмотрены законодательством, большинство, похоже, и не подозревало. Отчисления были введены законом «Об авторском праве и смежных правах» ещё в 1993 году, но просто не собирались. Сначала не была определена уполномоченная организация и перечень того оборудования, за которое надо платить. Затем вышло распоряжение о том, что, до тех пор пока сбор не осуществляется, импортёры чистых носителей при ввозе их в страну должны дать расписку о том, что заплатят когда-нибудь потом. С тех пор таможня успешно собирает расписки.
Пожалуй, у Михалкова действительно есть шанс поддержать отечественный кинематограф: отчисления от продажи дисков — единственная сфера, в которой ещё нет аккредитованной организации. Для этого ему нужно, во-первых, создать организацию по управлению правами, а во-вторых, получить аккредитацию на сбор отчислений. Гражданский кодекс (п. 4 ст. 1243) предусматривает возможность для ОКУП производить удержания из собранных средств не только на покрытие своих расходов, но и для перечисления в специальные фонды, созданные в интересах правообладателей. Учитывая то, что суммы, которые импортёры задолжали авторам по распискам, скорее всего, достигли внушительных размеров, отечественное кино должно озолотиться.
Что же касается остальных сфер управления правами, то они на настоящий момент уже поделены. Первой аккредитованной организацией стало, разумеется, РАО. В августе прошлого года оно получило аккредитацию на сбор отчислений в двух сферах: для владельцев авторских прав на музыкальные произведения при их публичном исполнении и для композиторов, музыка которых использована в фильмах. Затем практически незамеченной прошла аккредитация на управление правом следования (её получило некоммерческое партнёрство «Партнёрство по защите и управлению правами следования в сфере искусства», УПРАВИС).
И вот, как уже говорилось, совсем недавно появилась ещё одна аккредитованная организация — ВОИС. Нет, не Всемирная организация интеллектуальной собственности, а всего лишь всероссийская. Ещё недавно она называлась Российским союзом правообладателей: почему произошла смена названия — неизвестно. Возможно, прежняя аббревиатура звучала недостаточно солидно… ВОИС аккредитована на управление правами исполнителей и изготовителей фонограмм — это делает её единственной организацией, уполномоченной собирать отчисления с владельцев телевизоров, проигрывателей и радиоприёмников, включённых в местах, открытых для свободного посещения.
Создавался РСП-ВОИС при поддержке РАО, некоторые из членов совета директоров и авторского совета РАО входят в совет ВОИС и его правление. Так что дуэт РАО — ВОИС приобретает, похоже, все черты авторско-правовой олигополии. С той лишь разницей, что антимонопольное законодательство на аккредитованные организации не распространяется, и это тоже предусмотрено ГК.
Павел Протасов