Радио напрямую связано с восприятием информации на слух и, следовательно, с ее влиянием на психику человека, а это, в свою очередь, несомненно, одна из самых интересных тем в области психологии коммуникации. Так, американский специалист Мэделин Беркли-Ален посвятила этой теме целое исследование, обратив его в форму интересной книги, которая в свое время стала бестселлером - «Забытое искусство слушать».
Свою книгу Беркли-Ален открывает главой под названием «Что такое умение слушать и что оно может вам дать». Тема довольно объемная, но автор делает акцент на том, что умение слушать и умение слышать – разные вещи. «Искусство общения избавляет от привычки перебивать других. Вы лучше слышите то, что стоит за высказываниями подчиненных, улучшается межличностное общение. Из всего времени общения большую часть мы проводим слушая. Умение слушать как метод восприятия информации используется намного чаще, чем умение читать и писать вместе взятые. Умение слушать и слышать – не одно и то же. Умение слушать требует дисциплины и затрат энергии; это навык приобретаемый», - пишет автор.
Беркли-Ален выделяет основные качества того, что она подразумевает под тезисом «умение слушать»: во-первых, это собственно восприятие информации от говорящих, других людей или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения эмоций. Во-вторых, это поощрительное отношение к говорящему, «подталкивающее», сам процесс общения. И, наконец, это незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед».
По мнению автора, умение слушать влияет на многие факторы социальной и психологической стороны деятельности человека. Беркли-Ален выделяет четыре таких фактора:
1. Межличностные отношения.
Умение слушать как способ «принятия» человека часто повышает самооценку собеседника, именно поэтому так важно уметь слушать других. Умение слушать – мощная сила, ослабляющая воздействие стресса.
2. Самосознание.
Самосознание возрастает по мере познания того, как мы общаемся, а это развивает наши способности к налаживанию межличностных отношений. Умение слушать себя – первый шаг к прогрессу и личностному росту.
3. Профессиональное совершенствование и достижение успеха.
Самые ранние языковые умения находят свое отражение в умении слушать. На работе человек, умеющий слушать эффективно, имеет существенные преимущества перед тем, кто такими навыками не обладает.
4. Умение слушать и сила межличностных отношений.
Умение слушать других дает нам информацию, необходимую для извлечения из акта общения максимальных возможностей. Информация – это власть. Чтобы научиться слушать эффективно, требуется немало времени и усилий, однако в стратегическом плане эти умения экономят время.
Автор разделяет процесс «слушания» на три уровня, каждый из которых характеризует определенный тип поведения, который в свою очередь влияет на эффективность восприятия:
Уровень 1: слушание – сопереживание. Для этого уровня характеры ощущение присутствия в данное время в данном месте; уважение к говорящему и ощущение контакта с ним; сосредоточенность; концентрация на манере общения говорящего.
Уровень 2: «мы слышим слова, но на самом деле не слушаем». На этом уровне люди остаются на поверхности общения. Они пытаются услышать говорящего, но не предпринимают попыток понять его намерения.
Уровень 3: «слушание с временным отключением». Слушающий как бы слушает и в то же время не слушает, при этом отдавая себе отчет в происходящем. На этом уровне человек основном сосредоточен на себе. Это пассивный процесс реакции на высказанное.
По мнению Беркли-Ален, для улучшения эффективности восприятия информации необходимо работать над всеми уровнями слушания, повышая тем самым процесс усваиваемой информации и отсеивания лишней. Это большая психологическая работа.
Во второй главе своей книги Беркли-Ален анализирует, почему восприятие информации на слух у взрослых людей происходит по-разному. Автор находит причины в том, что личные особенности в умении слушать зарождаются у каждого человека еще в младенчестве. Отсюда – разные уровни в восприятии информации на слух: кто-то понимает сказанное гораздо лучше написанного, а кто-то – совсем наоборот. Далее в жизни каждого человека происходит процесс социализации, который, по мнению Беркли-Ален, «является определяющим фактором в развитии в людях манеры слушать. По мере приобретения ответа они вырабатывают в себе личностные черты, которые свойственны близким им людям.
То, как взрослые слушают ребенка, многое говорит ему о самом себе».
Беркли-Ален утверждает, что процесс социализации приводит к тому, что мы слушаем через «фильтры». Автор считает, что очень важно развить в себе способность осознать наличие «слепых пятен», которые могут приводить к неэффективному поведению, и тогда появится возможность понять свою систему убеждений, ценностей и установок.
Исследователь выделяет «фильтры», влияющие на процесс слушания: это воспоминания, ценности, интересы, сильные чувства, образы прошлого и будущего, установки, убеждения, предрассудки, окружение, ощущения, предположения, и прошлый опыт. При этом, самопознание – важный компонент развития способности к общению и эффективному взаимодействию с людьми.
Автор выделяет так называемую «запретную зону» – область, которую мы сами для себя закрыли, так как она нам слишком противна или чувствительна к боли.
Способность осознать тип поведения при взаимодействии с другими людьми – огромный шаг к становлению более эффективной личности как следствие более эффективного общения, которое напрямую связано с восприятием информации. Автор предлагает довольно простой способ к преодолению стоящих перед людьми барьеров в общении: «Необходимо найти время и задуматься о своей манере слушать других».
Эмоции также влияют на способность слушать. «Существуют вопросы, которые нам не хочется обсуждать по разным эмоциональным причинам. Если говорится что–то такое, что может изменить наше восприятие, то мы ощущаем некую угрозу. Сильные эмоции сказываются на нашем умении слушать. Сильные эмоции – барьер на пути к «слушанию», иногда они вызывают путаницу в восприятии», - пишет автор.
Вся звуковая информация обращена к слушателю. Беркли-Ален выделяет несколько типов слушателей, которые различаются по «ролям», занимаемым в диалоге.
Первый тип слушателя – это симулянт. Некоторые люди просто симулируют внимание ради того, чтобы польстить говорящему. Другие изображают из себя симулянта, стараются запомнить детали сказанного, теряя общий смысл речи.
Второй - «зависимый слушатель». Это люди, которые легко попадают под влияние других людей. Их ощущения определяются той или иной ситуацией межличностного общения, и это затрудняет восприятие «абстрактных материй». Они зацикливаются на впечатлении, которое они производят на говорящего.
Третий, довольно часто встречающийся в нашей жизни слушатель, - это «перебивала». Часто такие люди перебивают речь говорящего, объясняя это тем, что они забывают то, о чем хотят сказать. Еще одной формулой прерывания речи является «выступление не по делу». Это случается, когда обсуждается что–то неприятное слушателю.
Четвертый тип - слушатель, погруженный в себя. Некоторые во время разговора уделяют большое внимание себе. Тем не менее, подобное отношение можно рассматривать как умение погружаться в собственные проблемы за счет умения слушать эффективно.
И наконец, пятый тип – слушатель-«интеллектуал», или слушатель-логик. Интеллектуальные слушатели воспринимают информацию больше разумом, они слышат лишь то, что хотят услышать. Основной интерес для них представляет рациональная оценка услышанного. Они не осознают, насколько важно поведение в процессе слухового восприятия, как оно влияет на других и как на них самих влияют другие люди.
Далее в своем исследовании Беркли-Ален рассуждает о барьерах, препятствующих эффективному общению. Она выделает физиологические и семантические барьеры. Первые – это процессы, происходящие в организме человека и влияющие на восприятие информации. Самое банальное, сказывающееся на процессе слушания и, увы, часто встречающееся в нашей повседневной жизни, - это усталость. Семантические барьеры заключаются в том, что каждый человек придает словам свое значение. Мы судим о других людях по тому, как мы это понимаем. Иногда людям бывает сложно отделить реальность от своего собственного мнения.
На эффективность процесса слушания могут повлиять и внешние обстоятельства, например:
1) внешность собеседника; его манеры;
2) плохая акустика;
3) температура в помещении;
4) окружающая обстановка, пейзаж;
5) прерывание разговора, телефонные звонки;
6) поглядывание на часы и т.д.
Одним из наиболее важных факторов при общении является невербальная коммуникация. Квалифицированный слушатель слышит гораздо больше, чем просто слова говорящего. Но невербальные факторы затрудняют сокрытие своих чувств при разговоре. «Чтобы утаить свое истинное состояние, - пишет автор, - люди могут подбирать хорошие слова, но тем самым они обманывают самих себя».
Умение слушать способствует получению информации более высокого уровня. Установление обратной связи с говорящим гарантирует, что и вы, и говорящий имеете в виду одно и то же. Автор предлагает несколько нехитрых способов достичь этого. Во-первых, необходимо научиться слушать самого себя. «Научившись слушать самого себя, можно повысить эффективность своих действий. Трудно понять других, если мы не можем разобраться в себе». Во-вторых, нужно научиться контролировать свой внутренний мыслительный процесс. Это является одним из лучших способов слушать себя. Развитие в себе навыка прислушиваться к своим мыслям – первый шаг к осознанию того, почему вы ведете и ощущаете себя именно так. Одним из способов изменить свои привычки и навыки – концентрировать свое внимание не на том, что кто–то говорит и действует неправильно, а на том, как вы ощущаете поведение этого человека. Сосредоточение своего внимания на своих реакциях повышает эффективность действий.
Как же правильно сосредоточиться и запомнить материал? Первый шаг к развитию способности сосредотачиваться, по мнению автора, – это обрабатывание информации по мере слушания. Слушать и запоминать информацию помогают мысленные образы того, о чем говорится. Есть ещё один способ – услышанное необходимо проговаривать.
И, наконец, автор предлагает начать работу с системой жизненных принципов. «Жизненные принципы влияют на то, как мы ведем разговор с собой. До тех пор, пока принципы не будут нами осознаны, мы будем бессознательно устанавливать препятствия на пути к своему личностному и профессиональному развитию» - пишет Беркли-Ален.
Одна из глав книги посвящена немаловажной проблеме коммуникации между людьми: как заставить других слушать именно вас. Немаловажным фактором эффективного процесса слушания является осознание того, что именно вы можете воздействовать на аудиторию с целью заставить вас слушать, именно вы можете подобрать лучший подход и понятный аудитории язык. Автор пишет, что для мотивации людей на слушание существует целый арсенал средств: соответствующие слова, определенная жестикуляция, выражение лица, тон голоса, выработка психологических установок.
Тем не менее, можно выделить и вполне конкретные невербальные факторы, которые оказывают воздействие на говорящего.
Итак, для говорящего полезно узнать, как другие люди могут справиться со стрессом, критикой, эмоциями. «Чем больше в стремлении понять публику мы будем опираться на факты, а не домыслы и допущения, тем эффективней мы сможем взаимодействовать».
Необходимо создавать о себе благоприятное впечатление, а сделать это можно наверняка, если использовать при общении формулу «слушание – сопереживание» и выработать нужное невербальное поведение. Со слушателями полезно установить обратную связь:
попросите слушателей высказывать свои предложения и соображения. Идеальное общение происходит не линейно, а «по кругу».
В ходе исследования, проведенного автором этой книги, были выявлены следующие характеристики «идеального» слушателя: у такого слушателя пытливый ум и «открытое сердце», он умеет улавливать новые мысли и идеи, способен сосредотачиваться и слушать «сердцем», направлен на восприятие новых идей. Также такому слушателю присущи способность быть начеку и склонность к интроспекции. Узнаете себя? Если не совсем, то Беркли-Ален предлагает способы совершенствования слушательских навыков.
Для начала необходимо стремиться найти в услышанном что-то полезное и интересное для себя, постараться взять инициативу на себя, при этом слушая – работать. Нужно учиться сосредотачивать свое внимание на основных мыслях и идеях, при необходимости конспектировать и при этом не отвлекаться на внешние обстоятельства. Надо стараться воздерживаться от возражений и сохранять ясную голову: задавайте вопросы, чтобы выяснить, насколько точно вы понимаете сказанное. Обратите себе на пользу скорость мысли: резюмируйте сказанное, анализируйте то, что вам сообщают посредством невербальной коммуникации, оценивайте и критикуйте содержание сообщения, а не поведение говорящего. Ну и регулярно практикуйтесь, потому что способность слушать – это не столько естественный навык человека, сколько талант и во многом хорошо развитое умение, подкрепленное работой и упражнениями.
Маша Сапрыкина
Radioportal.ru