На возвышении за столом Красного зала Библиотеки иностранной литературы сидел человек в квадратных очках с толстой оправой. Он выглядел жизнерадостным и полным энтузиазма. С каким-то ликующим нетерпением он дождался, пока все усядутся и настройщики наконец отрегулируют звук и технику.
Этот человек — Айра Гласс, и он приехал сюда из США рассказывать про революцию в радиовещании, а это не терпит отлагательств!
Айра Гласс — ведущий и продюсер одного из самых популярных радио-шоу США This American Life. Лучше всего будет сказать, что его шоу — кино в формате радио. Как себе это представить? Айра, не долго думая, продемонстрировал фрагмент своей работы и, признаться, очень заинтриговал.
Все сидящие в зале, а нас было человек 50, с неугасающим вниманием и затаив дыхание слушали о неком американском подростке, имя которого нам даже не назвали. Суть в том, что у него были очень крепкие отношения с отцом, но однажды он связался с наркотиками и увяз во лжи. Как сын и отец выпутались из этой ситуации? Мы услышали потрясающую радио-историю, в которой были и телефонные разговоры подростков (порой до ужаса глупые и смешные), и монологи самого мальчика, и речь отца. История включила в себя 5-6 лет жизни двух совершенно незнакомых нам американцев. Двадцать минут радиоэфира — и прямо перед нами произошло перевоплощение героя, его переосмысление себя.
«В истории должен быть смысл, точка — это главное», — говорит Айра. Всё должно подчиняться этому принципу, иначе радиоэфир — пустая трата времени. При этом нельзя сказать, что суть шоу в том, чтобы читать мораль или разводить демагогию. Американец не скрывает, что одна из главных составляющих их программ — развлечение слушателей.
Истории должны быть яркими, забавными, увлекательными. Иначе их не будут слушать с таким вниманием. «Если ты подключишься в середине эфира, ты не сможешь не дослушать до конца», — говорит ведущий. В шоу должна присутствовать интрига. Она как локомотив.
Шоу This American Life слушают еженедельно около полутора миллиона человек. И потом еще около 500 тысяч скачивают подкасты. В чём секрет такого успеха? Ведь это не новости, которые касаются всех, и не эфир со знаменитыми людьми. Наверное, секрет в том, что истории Айры — живые, настоящие.
Кстати говоря, на первый взгляд вообще кажется, что это шоу не имеет отношения к журналистике. Что просто развлечение развлечением, имеющее огромную аудиторию. С таким же успехом можно назвать журналистикой, например, мюзикл. Но создатели This American Life докажут вам, что они имеют дело с самой настоящей журналистикой. Более того, они создают новый тип журналистики. Наверное, позже кто-то назовет это примерно так: personal radio-lifejounalism.
Создатели шоу умеют подавать материал таким образом, что мы можем увидеть некие движения души участников. Есть ситуация, есть какая-то неясность. Герой должен что-то осознать, пройти через испытание, сделать выводы. И этот момент, пожалуй, самый интересный для слушателя, потому что в этом можно узнать себя, почувствовать знакомые ощущения. Например, как подросток из той истории, услышать себя со стороны. Отец в назидание дал сыну прослушать все его глупые, часто грубые разговоры с друзьями. Сын услышал свой голос, понял, что он не считается с чувствами других людей, он был шокирован сам собой. И этот момент — переломный в эфире. Многие слушатели наверняка были в смятении, когда видели себя со стороны, многим это могло быть близко. Именно ожидание этого момента не позволяет выключить приёмник и заставляет дослушать программу до конца.
Айра призывает нас к уходу от стандартной радиожурналистики. Он откровенно заявляет, что терпеть не может официозных, занудных и «правильных» ведущих, которые с великой важностью сообщают слушателям ежедневно о курсах валют или заявлениях президента. «Они живут в неинтересном мире», — пожимает плечами наш лектор. При этом американец предлагает нам здоровую альтернативу. В шоу This American Life мы наблюдаем за жизнью обыкновенных людей. Мало того, что участники, о которых повествуется, как будто среди нас, они и есть мы, так еще и сами ведущие не обособляют себя от тех, о ком рассказывают. Ведущий шоу должен понимать, чувствовать аудиторию, не отделяться от неё. Он реагирует на слова собеседника именно так, как это бы сделал любой из нас. Он позволяет себе громко удивляться, смеяться, выражать открыто свои ощущения, эмоции.
Возможно, этот революционный подход к радиожурналистике понравится кому-нибудь из наших радиоэкспертов, и со временем мы у нас появится своё шоу «Эта русская жизнь!» Российские реалии вполне достойны альтернативного освещения в игровой форме.
Софья Раевская
Частный корреспондент
P.S. Небольшая неточность! На московской лекции Айры Гласса было не 50 человек, а как минимум раза в три больше или в четыре.