Издатели и руководители печатных СМИ обратились к президенту в связи с ростом цен на подписку. Открытое письмо Владимиру Путину подписали представители Ассоциации распространителей печатной продукции, Гильдии издателей периодической печати, ИД «Коммерсантъ», ИД «Комсомольская правда», ИД «Бурда», изданий «Аргументы и Факты», «Российская газета», издательства «Эгмонт Россия», «Вокруг света» и других компаний.
Тревога на медиарынке связана с отменой государственных субсидий на покрытие убытков из-за доставки газет и журналов. С 1 июля 2014 года ФГУП «Почта России» лишится значительной части бюджетных денег, что повлечет рост доставочных тарифов в 2–3 раза, а подписных цен — в 1,5–2 раза. Большинство подписчиков не «потянут» прессу по новым расценкам.
По данным экспертов, в 2013 году россияне получили более 1 млрд. экземпляров газет и журналов по почтовой подписке. Уничтожение подписки нарушит конституционное право граждан на свободный доступ к информации. Участники медиарынка прогнозируют, что Россию ждут массовые закрытия газет и журналов, разорение полиграфических предприятий, а без работы окажется около миллиона журналистов, сотрудников полиграфической отрасли, логистических компаний.
Главред «Московского комсомольца» Павел Гусев заявил на заседании Совета по правам человека при президенте, что все происходящее с «Почтой России» будет смертельным для прессы. «СМИ нанесен жесточайший экономический удар. Закон о запрете рекламы БАДов, лечебных учреждений, алкоголя и табака, которые давали деньги для глянцевых журналов. Готовится еще ряд законов, которые могут запретить печатным СМИ рекламировать кредиты банков, жилье. Экономическое, политическое уничтожение, унижение», – сказал он.
Пресса действительно переживает трудные времена. Если в 2012 году отрасль показывала 2-процентный рост рекламных бюджетов, то в 2013-м она ушла в минус на 10%. Больше всего падение заметно в рекламных изданиях – на 15%,подсчитала АКАР.
Havas Media ожидает, что в 2014 году основными трендами на рынке прессы будут удорожание стоимости размещения рекламы при одновременном сокращении количества изданий и концентрации рекламодателей в ключевых СМИ.
Рекламодатели серьезно оценивают целесообразность включения прессы в медиасплит, а издателям выгоднее сократить количество полос или закрыть издание, нежели продавать рекламу дешевле. Десять ключевых издательских домов собирают 65% рынка, они сохраняют читательскую аудиторию и даже наращивают бюджеты. Рекламные и небольшие издания не выдерживают конкуренции, сокращают бюджеты или сворачивают бизнес.
Развитие digital-сегмента может стать «парашютом» для издателей, но пока его тормозит слабый уровень исследовательской базы аудитории. Спрос рекламодателей может сильно повысится, когда издательские дома будут готовы предлагать полноценный консолидированный пакет digital+классическая «бумажная» версия.