Общественное телевидение в России в перспективе необходимо, считают опрошенные РИА Новости эксперты медиасообщества; при этом у них нет ясного представления о том, как именно должно работать такое телевидение в нашей стране, но все сходятся во мнении, что, прежде всего, необходимо определиться с моделью финансирования.
Накануне в Общественной палате РФ прошли слушания по вопросу перспектив развития и проблем Общественного телевидения России (ОТР). В частности, генеральный директор ОТР Анатолий Лысенко рассказал о финансовых проблемах канала и заявил, что в ближайшие месяцы, возможно, придется сократить штат сотрудников наполовину. Он обратился к членам ОП с просьбой оказать содействие.
"Я считаю, что идея была хорошая. Она апробирована всей мировой практикой — от NHK в Японии до BBC в Великобритании. И ни у кого не возникает сомнений, что это хорошие проекты, они важны для общества. У меня просто есть такой вопрос — почему у нас ничего не получается?" — посетовал председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.
"Почему у нас не получается общественное телевидение, почему у нас не получается правовое и экономическое обустройство медийного рынка и мы можем прийти только к одному выводу, что надо платить, что нужны спонсорские деньги, дотации", — отметил он.
По его мнению, всему экспертному сообществу, руководству ОТР и властям нужно задаться вопросом: "почему опыт не удался?". "И разбираться в этом. А говорить, почему получилось так, что не получилось и что никогда не получится — это неправильно", — добавил Богданов.
Тележурналист Владимир Познер поддерживает саму идею существования общественного телевидения, однако считает, что ОТР, скорее всего, "тихо-тихо умрет", потому что "в том виде, в каком оно существует сегодня, у него нет никаких перспектив".
"Я считаю, что это, конечно, было бы правильно иметь общественное телевидение в России. Но то, что мы имеем сегодня — это ни два, ни полтора, непонятно что", — сказал он.
По словам журналиста, для создания общественного телевидения в России нужно "понимание того, что такое телевидение необходимо". "Если было бы правильное понимание того, что такое общественное телевидение и для чего оно вообще, то, конечно же, его можно было бы организовать", — отметил он.
Познер напомнил, что в 55 странах существует общественное телевидение и во всех них "неизменно соблюдается два принципа — независимость этого телевидения от властей и независимость телевидения от рекламодателя".
Прежде всего, добавляет эксперт, необходимо решить вопрос
финансирования ОТР. "Либо как в Канаде — где целиком это телевидение финансируется за счет бюджета и оговорен процент, который выделяется, а также оговорено, что этот процент снижаться не может <…> Есть американская система, где есть несколько источников финансирования; есть BBC, где один источник, а именно зритель", — рассказал Познер.
"Весь вопрос в желании — хотим или не хотим", — подчеркнул собеседник агентства.
Директор Института современных медиа Кирилл Танаев считает, что "ключевой проблемой создания общественного телевидения была, есть и остается проблема финансирования".
"Модель финансирования за время, которое прошло с момента его создания, так и не была адекватно выработана. На проблему модели финансирования указывали специалисты в момент, когда только возникла эта идея, но решение было скорее политическим, чем было построено на экономических каких-то реалиях. Поэтому, конечно, проблема была и остается, и пока она не будет решена, ситуация будет такова, какова она есть", — считает эксперт.
Танаев привел примеры успешных моделей финансирования общественного телевидения в других странах, но добавил, что пока в России не выбрана ни одна из них.
"Теоретически мы видим в мире массу примеров, когда формируется именно общественное телевидение, которое отчасти финансируется государством, отчасти за счет подписки, за счет благотворительных спонсоров. Но пока в отношении общественного телевидения в России мы не видим ни одного, ни другого, ни третьего. Пока эта проблема не будет решена, будет так", — заключил собеседник агентства.