Дизайнерское мышление - это процесс, который в течение последних нескольких лет многие специалисты, в том числе журналисты, открыли для себя и начали использовать при создании продуктов, ориентированных на пользователей.
Джон Киф, работающий на радио WYNC, использовал дизайнерское мышление, экспериментируя с повествованиями. А фонд Sunlight Foundation совместно с дизайнерской фирмой IDEO использовали его для создания Sitegeist, в чем их поддерживал фонд Knight Foundation, убежденный сторонник дизайнерского мышления.
Институт дизайна Hasso Plattner при Стэнфордском университете, который коротко называют d.school, является родиной дизайнерского мышления. D.school собирает журналистов, инженеров, историков, преподавателей и ученых, которые хотят использовать дизайнерское мышление при создании инновационных проектов.
Этот материал познакомит вас с пятью столпами дизайнерского мышления – расставлять акценты, давать определение, описывать как идею, создавать прототип и тестировать. А также даст примеры из практики d.school и идеи относительно их применения при написании новостей или подготовке проектов.
«Совершенно естественно, что журналисты должны быть чуткими», - сказала Летисия Бритос Каваньяро в интервью Poynter через Skype. Бритос Каваньяро, преподаватель Technology Ventures Program Школы инжиниринга Стэнфордского университета, заместитель директора Национального центра инжиниринга путей к инновациям, совместно с Тиной Силиг преподает в d.school предмет «Творчество и инновации». Большинство людей приходит к мысли о написании материала, «уже имея идею, точку зрения или гипотезу», - сказала она. «Быть чутким означает допускать возможность поговорить с теми, с кем необходимо, и отказаться от имеющихся предубеждений».
Цель такого вовлечения – получить дополнительную информацию, инсайт или "поставить себя на место другого человека или многих различных заинтересованных сторон", - говорит Бритос Каваньяро. Используйте эмпатию, задавайте открытые вопросы и активно слушайте - это позволит раскрыть потребности людей и их мотивы. Очень часто в достижении этой цели весьма эффективен вопрос «Почему?»
Миранда Маллиган из лаборатории Knight Северо-западного университета (Northwestern University) отдельно подчеркнула, что любые предположения необходимо подвергать сомнению и проверять, являются ли они оправданными.
Спросите себя: Что бы хотела узнать моя аудитория?
Помещения в d.school организованы нетрадиционно. В классных комнатах установлена передвижная мебель, которую можно расставлять по-разному для разных занятий. Бритос Каваньяро утверждает, что открытые пространства способствуют творческому мышлению. (Фото: Анна Ли)
Как только вам начинает казаться, что вы понимаете, копните глубже. Вернитесь назад, снова опросите свои источники или аудиторию, проверьте сделанные выводы.
"Первый этап изучения, по сути, является типичной журналистской работой, ведь вы просто задаете людям вопросы", - сказал Эндрю Донохью, главный редактор Центра журналистских расследований, в телефонном интервью. “Дизайнерское мышление как метод является еще более сильным, поскольку не предполагает, что вы пойдете брать у людей интервью на конкретную тему, которая «уже есть в вашей голове».
Как только вы поймете потребности источников или пользователей, сузьте поле зрения. Во время семинаров в d.school мы просим участников заполнить такую анкету:
____________ (Имя) ищет способ чтобы _____________. Неожиданно, в его/ее мире ____________.
Этот подход не работает во всех случаях, однако он может помочь вам идентифицировать конфликты, которые возникают в мире вашего источника. Если вы не можете заполнить приведенный выше опросник, проведите больше репортерской работы.
Определение основной точки внимания позволяет выяснить "что на самом деле нужно сделать, что может действительно повлиять на людей, а затем перейти к идее рассказа", - сказал Донохью.
Этот этап предполагает проведение мозгового штурма и сбор обратной связи в отношении ваших идей. Некоторые предпочитают проводить мозговой штурм за столом для конференций, другим нравится более раскованная и оживленная обстановка. В d.school цветные листочки различных размеров можно найти в любом уголке здания, чтобы идеи, рождающиеся в ходе мозговых штурмов, не терялись, а фиксировались без затруднений.
продуктивным и приятным:
Поделитесь своими идеями с сотрудниками редакции, попросите их высказать замечания, также обратитесь к пользователям сайтов социальных медиа за обратной связью, и это позволит вам оценить их интерес к истории.
"Не смешивайте генерирование идей и их критику", - подчеркнул Донохью.
«Отступите назад и исключите очевидные решения», - сказала Бритос Каваньяро. «Серьезно обдумайте... основные предположения, из которых вы исходите. Попробуйте проверить каждое предположение» вместо того, «чтобы именно его считать предметом основного интереса». Она предлагает записать все свои предположения и спросить себя: «А что, если правдой является противоположное»?
Попробуйте построить физическое представление своего решения, чтобы проверить, возможно ли его реализовать в принципе. Этот шаг также может упростить получение обратной связи. Даже если вы не умеете разрабатывать приложения для смартфонов, нарисуйте каждую страницу на бумаге и просмотрите вместе с кем-то, что будет происходить, когда вы нажимаете кнопку.
Помочь вам в этом может творческая среда.
Второй этаж d.school выглядит как гибрид игровой комнаты в детском саду и хипстерской арт-галереи. Большие передвижные доски разных размеров стоят рядом со стойками, наполненными материалами незавершенных проектов. В кубических ящиках на колесах сложены всевозможные материалы — цветные маркеры, маскарадные шляпы, плетеные ленты, виниловые шнуры и губки.
"Сначала я чувствовала себя немного неловко", - сказала в интервью через Skype Адриана Гарсия, бизнес-редактор Thomson Reuters в Сан-Паулу. «Все равно, что вернуться в детский сад. Но я была открыта к этому».
С помощью всех этих материалов студенты быстро создают прототипы, часто не функционирующие. Они должны быть недорогими и создавать их нужно быстро – за 15 минут и менее. Доведение до идеального состояния не требуется.
Соберите отзывы о прототипе – и переделывайте снова и снова, если требуется. В частности, очки Google Glass прошли через несколько этапов доработки, прежде чем воплотились в форме конечного изделия. Первый прототип представлял собой всего лишь несколько проводков, размещенных у кого-то на голове, чтобы инженеры могли визуально представить, как изделие может выглядеть.
Цель всего этого в том, чтобы как можно быстрее обнаружить проблему и устранить как можно больше таких ошибок, ведь неудача в начале процесса обыкновенно приводит к большему успеху в долгосрочной перспективе.
Вот пример IDEO, который показывает, насколько быстрым и несложным в изготовлении может быть прототип.
5. Протестировать
Создайте это. Если это статья - раздайте ее коллегам по редакции и попросите журналистов и редакторов высказаться о ней, дать вам обратную связь. Если это проект – сделайте его пилотную версию и получите комментарии от пользователей. Продолжайте проверять свои предположения. Объективно оценивайте жизнеспособность своей идеи. Используйте все, что узнали на ранней стадии, чтобы откорректировать направление того, что вы делаете - или, в худшем случае, откажитесь от продолжения попыток улучшений.
Обсуждение идей с другими и получение обратной связи настолько же важно, как и генерирование новых идей. (Фото: Анна Ли)
Некоторых обратная связь пугает. Однако цель дизайнерского мышления не в том, чтобы поступиться своим здравым смыслом и интуицией давлению массы, и не в том, чтобы идти на поводу у читателей. Это метод, который позволяет расширить сотрудничество и оценить воздействие, которое окажет ваш материал. Журналисты любят сами решать, что писать и публиковать. Иногда это срабатывает. Но иногда ту же самую историю можно рассказать другим способом, который сильнее вовлечет аудиторию.
Некоторые журналисты говорили мне, что дизайнерское мышление очень близко к тому, что хорошие журналисты делают уже сегодня. Донохью сказал, что когда был редактором Voice of San Diego: «всегда старался найти ... разные способы, которыми можно было бы институционализировать творчество».
Дизайнерское мышление предлагает «четкие методы и рамки для этого. Жаль, что я этого не знал, когда мы начинали Voice», - сказал он.
Knight Foundation и OpenIDEO, подразделение дизайнерской фирмы IDEO, в этом году объединили усилия чтобы создать новую платформу, которая позволит усовершенствовать процесс подачи заявок на ежегодный конкурс Knight News Challenge. Новая структура - вдохновение, предоставление, отзывы, уточнения и оценка - очень близко отражает процесс дизайнерского мышления, что дает надежду на генерирование более плодотворных идей.
Если вы тоже хотите начать использовать этот метод, попробуйте поучаствовать в работе бесплатныхсеминаров, учебных лагерей, онлайн-классов, хакерских марафонов или экспресс-курсов по дизайнерскому мышлению. Поделитесь своим опытом с другими журналистами и расскажите нам, получилось ли у вас.
Редактура, перевод: Редакторский портал