Эван Уильямс, создатель Medium, который раньше занимался Blogger и Twitter, уверен, что его детище найдёт своего пользователя. Несмотря на невероятный успех Twitter, Уильямс убежден, что в современном мире есть спрос не только на короткие сообщения, но и на длинные статьи. Главная составляющая Medium — текст, и, чтобы сосредоточить внимание читателя именно на нём, интерфейс сервиса остаётся достаточно простым даже после запуска обновлённой версии, благодаря которой авторы Medium могут делать свои истории более красивыми.
Однако чем эта идея отличается от Blogger и Livejournal? Уильямсу на раннем этапе удалось привлечь лидеров мнений из различных областей знания: бета-версией платформы могли пользоваться только приглашённые авторы, которые писали серьёзные статьи о бизнесе, проблемах современной журналистики, дизайне и новых технологиях. Кроме того, в апреле 2013 года Уильямс приобрёл стартап Matter, на котором публикуют длинные и серьёзные статьи о науке и технологиях. Теперь отрывки, не вошедшие в окончательную версию статьи для Matter, и публикуются на Medium.
Интерактивные материалы и новые способы подачи длинных статей
Если New York Times и некоторые другие крупные издания и раньше экспериментировали с интерактивными материалами, то в 2013 году это стало по-настоящему массовым явлением. The Guardian делал интерактивные статьи одокументах WikiLeaks и пожаре в Тасмании, Pitchfork — об альбомах Daft Punk, Жанель Монэ и других музыкантов, а The Economist — о жизни Нельсона Манделы.
Чаще всего среди интерактивных фичеров встречаются репортажи о некоем большом событии (например, стихийном бедствии), разбитые на несколько частей и дополненные видео, фотографиями, картами или интерактивной графикой. Кроме того, визуальные элементы используются и для того, чтобы привлечь внимание читателей к художественным произведениям: например, рассказы иногда дополняют двигающимися иллюстрациями.
Правда, по мнению некоторых экспертов, пока большинство СМИ тратит на создание интерактивных материалов неоправданно много времени и денег. Сотрудники NYT и The Guardian не раз рассказывали о трудностях, с которыми они столкнулись, создавая фичеры вроде Snowfall и Firestorm, но, например, создатель приложенияScroll Kit Коди Браун сделал свою версию Snowfall с помощью разработанного им инструмента всего за час и записал об этом видео, однако по требованию New York Times оно было удалено из Сети.
Buzzfeed и новые схемы сотрудничества журналистов и рекламодателей
Сначала у Buzzfeed не было штатных авторов и редакторов: специальный алгоритм просто отбирал в интернете имеющие вирусный потенциал статьи, и они отображались на главной странице. Затем Перетти убедил несколько СМИ использовать программный код, позволяющий Buzzfeed мониторить их трафик и выбирать материалы, которые быстрее всего набирают популярность. Сейчас в сети Перетти попало уже 200 онлайн-СМИ, общая аудитория которых — 350 млн человек. Таким образом, Buzzfeed располагает огромным объёмом информации, анализируя которую можно понять, какие темы больше всего волнуют читателей и чем они чаще всего делятся в социальных сетях.
Другие СМИ тоже начинают использовать алгоритмы, собирающие информацию о динамике популярности той или иной статьи в соцсетях. Например, с декабря прошлого года на Mashable около заголовка каждой статьи отображается маленький график, который показывает, как растёт количество «расшаров». В этом году команда Mashable представила приложение Velocity (для Google Glass и длямобильных устройств), что показывает пользователям истории, которые быстро набирают популярность и становятся вирусными.
Почему СМИ хотят собирать не просто лайки, но и всю информацию о поведении читателей? Анализируя её, они получают большое преимущество перед СМИ, которые по-прежнему используют баннерную рекламу и разделяют рекламные и редакционные проекты. В отличие от последних, Buzzfeed создаёт рекламные статьи, которые ничем не отличаются от редакционных и благодаря собранной информации привлекают читателей и заставляют их делиться материалами, оплаченными Pepsi, Nike и Virgin Mobile в соцсетях.
Видео как замена новостных статей и модных фотосессий
Безусловно, интернет-СМИ и раньше использовали видео, но чаще всего ролики иллюстрировали текст (или дополняли интерактивные материалы). Совсем недавно i-D и Dazed&Confused запустили новые версии сайтов, на которых большая часть контента представлена в форме видео. Например, i-D теперь делаетвидеоинтервью, а вместо фотосессий создаёт ролики, на которых модели не просто позируют перед камерой, но и, скажем, занимаются йогой. Кроме того, Wired, который уже давно создаёт видеоконтент для сайта, в дополнение к уже существующим шоу (например, Angry Nerd) и видеоинтервью запустил в этом году анимационный сериал Codefellas и стал делать короткие видеопревью номеров в Instagram. Так же поступает и NYT Magazine — в Instagram журнал выложил короткий тизер одиннадцати видео с самыми успешными актёрами 2013 года.
Как и Wired, многие другие СМИ стали использовать короткие видео для того, чтобы иллюстрировать те или иные события или рассказывать о новых материалах в соцсетях. С появлением Vine и ростом популярности Coub некоторые издания начали добавлять к статьям и короткие ролики. Кроме того, некоторые разработчики считают, что со временем эта форма может заменить новостные статьи. Приложение для смартфонов Wibbitz превращает материалы в 1–2 минутные видео: специальный алгоритм находит в статье важные факты и ключевые слова и собирает подходящие картинки, а затем голос робота читает вам сокращённый текст и показывает найденные изображения.
ТЕКСТ
Анна Савина