Живете ли вы в демократическом обществе или в государстве с однопартийной системой управления, умение анализировать и критически оценивать информацию, полученную из разного рода источников — это один из важнейших навыков в наше время.
В основе медиаграмотности - умение приложить навыки грамотности к сообщениям, которые мы получаем из разных медиа. Медиаграмотность давно уже стала важной частью вдумчивого отношения и активной гражданской позиции, а цифровая революция сделала этот навык ещё более важным. Стремительный рост цифровых СМИ и социальных сетей превратил граждан в издателей. В 2013 году по-настоящему медиаграмотный человек - это тот, кто не только понимает, что стоит за сообщениями, которые он получает, но тот, кто также может создавать качественный контент и распространять его в различных формах, становясь частью большого общественного диалога.
Эта новая реальность требует, чтобы "программы по обучению медиаграмотности достигали огромной аудитории", говорится в новом докладе Центра международной помощи СМИ (CIMA). Доклад Медиаграмотность 2.0: Исследования программ по всему миру рассматривает программы и кампании по всему миру, цель которых - научить людей анализировать и оценивать поступающую информацию (CIMA является партнером IJNet).
Хотя в докладе отмечается, что программам обучения медиаграмотности "предстоит пройти долгий путь, прежде чем они приобретут по-настоящему эффективный размер и масштаб", там также подчёркивается ряд различных, часто инновационных, подходов к распространению медиаграмотности, которые применяются в разных частях мира — от Ботсваны до Иордании.
Среди приведённых в докладе примеров — существующий уже два года проект Loy9, который проводится в Камбодже. Он использует телевидение, радио, Интернет, телефон и игры для привлечения молодёжи (особенно тех молодых людей, кто живёт в сельских районах) к участию в общественной жизни.
Опрос 2012 года показал, что молодые люди в Камбодже получают информацию из большого количества разнообразных медиа и верят практически всему, что эти медиа сообщают, говорится в докладе CIMA. Кажется, что такие молодые люди наиболее уязвимы для манипуляций со стороны СМИ.
Согласно статье, опубликованной BBC’s Media Action, в ответ Loy9 "рассказывает истории людей, которые много сделали для местных общин, и показывает, как другие могут следовать их примеру". "Название шоу - Loy9 на сленге юных камбоджийцев обозначает похвалу".
Используя "музыку, яркую анимацию и образы ярких ведущих, Loy9 старается оставаться веселой и интересной программой, в то же время поднимая серьезные темы. Несколько эпизодов Loy9 посвящены тому, как известные личности отправляются в деревни, чтобы показать местной молодежи, как создавать видео, включая процесс раскадровки, съемки, редактирования и использования камеры и штатива.
Эпизоды рассказывают об истории молодого человека, который выставил свою кандидатуру на выборах в муниципальный совет, о посещении молодой женской футбольной команды, о молодых людях, помогающих создать библиотеку в деревне и об участниках командной игры, происходящей около Пномпеня, которым для решения поставленных задач нужно наладить взаимодействие в команде.
По словам руководителя проекта в Пномпене, Колина Спурвея, идея шоу — не только научить чему-то молодых людей, живущих в сельской местности, но и дать понять более широкой аудитории, что за каждым видео стоят люди, которые хотят передать определенное сообщение, и они выбирают, что показывать, а что нет.
"Мы не хотим поддерживать иллюзию, что телевизионные программы просто выходят готовыми из телевизора, - сказал Спурвей в разговоре с CIMA. - Мы хотим, чтобы зрителям было понятно, как это делается".
Такой подход оправдывает себя: телевизионная версия программы прошла на двух самых популярных каналах Камбоджи и привлекла до 2 миллионов зрителей, некоторые люди собирались большими группами, чтобы смотреть передачу по телевизору, получающему энергию от аккумуляторов машины.
Прочитать полный репортаж CIMA можно здесь.
Джессика Вейс - бывший ответственный редактор IJNet, а сейчас — внештатный автор, живущая в Буэнос-Айресе.