Константин Груздев, директор российского офиса французской компании Webpublication на состоявшемся позавчера в Москве круглом столе «Печатные и электронные СМИ: от конкуренции к сотрудничеству», основываясь на опыте своей компании, рассказал о тонкостях вопроса создания электронных приложений на основе издательского контента. PlanetaSMI.RU делится услышанным со своими читателями.
Существует несколько мотиваций, побуждающих производителей контента к созданию электронных версий:
Приложение для «МТС Банка», созданное компанией Webpublication
Ожидания потребителей
При этом у потребителей цифровых публикаций есть и свои ожидания.
Во-первых, инструменты навигации: содержание должно быть интерактивным, макет должен содержать миниатюры, должны присутствовать поисковая система и возможность делать закладки...
Во-вторых — обязателен интерактив.
В-третьих — мультимедиа: видео, звук, фотогалереи.
В-четвертых, все должно быть визуально привлекательно, красиво.
Но самое главное: приложение должно быть простым и удобным в использовании. Пользователь, привыкший к печатной верстке, не должен теряться, используя знакомый издательский бренд на планшете.
Очень показательный эксперимент в этой части провело французское издательство Marie Claire, в состав которого сегодня входит почти 90 различных изданий. Полтора года назад для двух из них было выпущено по две различных цифровые версии: одна была выполнена на основе печатной верстки с добавлением интерактива, вторая — переверстана полностью. Итог эксперимента оказался несколько неожиданным. Выяснилось, что самое простое решение стало самым востребованным у читателей. Многие из них даже обращались в редакцию с просьбами: мол, спасибо, все красиво и здорово, но мы теряемся в непривычной навигации, поэтому, если возможно, сделайте верстку проще.
Необходимо помнить, что наши читатели сегодня окружены огромным количеством различных каналов информации. У них нет ни времени, ни желания что-то искать, читать и смотреть дополнительно. Они часто оказываются в ситуации, когда надо следить одновременно за несколькими экранами. И тут не до дополнительных разбирательств в навигации… Поэтому и выходит, что самое главное в приложении простота и удобство в пользовании.
Содержание
Весь издательский процесс заточен на создание контента. У его производителей есть журналисты, фотографы, верстальщики, дизайнеры… И в результате их труда получается итоговый ПДФ, который и уходит в печать. Однако при создании цифрового приложения все не так просто. Здесь существует несколько вариантов упаковки контента:
Монетизация
Какие бизнес-модели при выпуске цифрового приложения сегодня существуют?
Таким путем пошел, например, английский журнал Light. Он создал высококачественное приложение, которое распространялось бесплатно для подписчиков печатной версии издания.
Эта бизнес-модель актуальная для производителей качественного контента, имеющих лояльную аудиторию. По наблюдениям, среди покупателей цифрового контента бытует мнение, что электронная версия должна быть на 30% дешевле печатного аналога за счет отсутствия расходов на печать тиража и доставку.
Такая бизнес-модель чаще всего применяется издателями абсолютно новых проектов.
Данная бизнес-модель становится все актуальнее. Например, во Франции инвестиции в мобильную рекламу со стороны рекламодателей в течение последних трех лет растут на 75% ежегодно. А согласно собранной статистики, 91% читателей, пользующиеся смартфонами и планшетами, обращает внимание на размещенную рекламу. Поэтому у данной бизнес-модели большой потенциал. К тому же к цифровой версии можно подключить статистику. Это позволит при проведении переговоров с рекламодателем опираться на реальные цифры.
Платформы
Каналов для организации распространения и продаж контента у издателей два: интернет-сайты и приложения.
И либо издатели создают их сами, либо используют уже существующие киоски. Если используется готовый киоск, с издателя взимается процент за каждую продажу; если собственный — необходимы отчисления в размере 30% в адрес Apple или Google за использование их платформы.
Что же касается продаж посредством сайтов, то это направление малоэффективно. Причина проста: люди привыкли к тому, что абсолютно все цифровое содержание, начиная с музыки и видео, в Интернете должно быть бесплатно.
На этом в свое время обожглись многие французские издательства, создавшие в начале 2000-х годов свои сайты в Интернете и пытавшиеся монетизировать контент посредством продаж через них. Ничего не получилось. Однако потом появились мобильные устройства, цифровые приложения… Люди быстро привыкли ими пользоваться и осуществлять покупки любого содержания. Процесс пошел. В него включились и издательства, сначала выставив свои журналы в уже готовые киоски, а потом создав собственные приложения. Где теперь, к слову, продают и рекламу, получая дополнительный доход.
Окупаемость
Для того, чтобы реально оценить сроки окупаемости цифрового приложения, можно обратиться к следующему примеру.
Александра Вознесенская