Четырнадцатого ноября Фонд развития гражданского общества представил прогноз развития традиционных медиа в России до 2020 года, а также на перспективу с 2020 до 2030. Прогноз касался трёх тем: телевидения, радио и СМИ. В докладе описано текущее состояние отрасли и даны прогнозы на будущее.
Телевидение ожидаемо оказалось самым потребляемым видом контента. Мало того, с каждым годом растёт среднее время, которое человек проводит перед экраном. При этом среди молодой аудитории 63% ежедневно усаживаются перед зомбоящиком голубыми экранами, а среди лиц старшего возраста этот процент достигает 81. Единственная возрастная группа, где продолжительность телесмотрения уменьшается — это юноши 15-24 лет. Они всё больше и больше погружаются в интернет, тратя на телевизор меньше двух часов в день. Помимо этого у молодёжи (4-17 лет) не пользуются популярностью каналы «большой тройки». Лишь 17% молодых людей смотрят 1ТВ, Россию и НТВ.
Если сам просмотр телевидения никуда не уйдёт, то вот технология доставки контента сильно поменяется. Согласно прогнозу, доминирующую роль при кабельном подключении будут играть различные OTT-сервисы. В США, к примеру, больше половины жителей являются клиентами таких сервисов как Netflix, Hulu и Amazon. Популярность их достигла такой степени, что владельцы начали производить собственный контент. Увы, в России ситуация гораздо хуже: лишь 5% продаваемых сейчас телевизоров поддерживают функцию SmartTV. Тем не менее, именно в направлении OTT будет развиваться рынок, хотя его расцвет придётся на время после 2020 года.
Прогноз же в целом можно охарактеризовать как стабильный. Интернет-революция не смогла повлиять на уровень потребления ТВ, хотя и породила новые способы доставки и формирования контента. Телевидения в 2020 году останется прежним, став более диверсифицированным: больше каналов, больше агрегаторов, больше сервисов и дополнительных услуг.
Если телебоссы могут расслабиться, выдержав удар интернета, владельцам СМИ можно сушить сухари следует как можно быстрее переориентироваться. Прогноз для них крайне негативный: к концу десятилетия традиционная бумажная пресса практически перестанет существовать. Под «традиционной» понимается модель распространения, когда за бумажную газету просят денег. Уцелеть они могут лишь как средство увеличения аудитории. А на чём же они тогда будут зарабатывать? Авторы доклада видят несколько путей. Во-первых, это реклама в интернет-версиях СМИ. Во-вторых, это платный доступ к самим материалам (полный или частичный). Наконец, в-третьих, публикация спонсорских материалов. Если говорить откровенно, то того, что называется «джинсой». В отличие от рынка телевидения, рынок СМИ в России не повторит путь рынка США и ЕС в части монетизации. Если там упор лидерами делается на платный доступ к материалам, то у нас введение платного доступа почти невозможно из-за чрезвычайно низкой лояльности читателей. Единственным удачным примером можно назвать «Ведомости», число платных подписчиков которых составило в ноябре 13 тысяч. При этом доход от подписчиков в несколько раз ниже, чем от размещения на сайте рекламы. Но даже доходы от рекламы при низком количестве платных подписчиков не способны покрыть все расходы, поэтому изданиям часто приходится прибегать к крайнему методу монетизации. Им является публикация спонсорских материалов, при том в России они частенько не помечены никаким специальным знаком. Связано это с тем, что в нашей стране спонсорские материалы не просто рассказывают о товаре, а скрытно его рекламируют и навязывают.
Прогноз неутешителен — часть газет закроется, а лидеры рынка будут гораздо более ориентированы на рекламу и «джинсу», чем сейчас.
Условно стабильным авторы называют рынок радиовещания. Его основная аудитория — автомобилисты и работающие люди, которым требуется что-то в фоновом режиме. С 2003 года количество радиослушателей даже выросло, а вот программы по цифровизации провалились. Причина роста заключается в увеличении количества как самих радиостанций, так и количества автомобилей. При этом отмечается более выигрышное положение разговорных станций по сравнению с музыкальными из-за наличия у первых эксклюзивного контента. Музыкальные же с распространением цифровых систем воспроизведения музыки теряют свои преимущества.
Если самим радиостанциям в среднесрочный перспективе ничего не грозит, то вот способ доставки изменится. Сейчас большая часть контента доходит до пользователя при помощи специализированных передатчиков. В дальнейшем планируется переход вещания в интернет, хотя более 50% аудитории так и будет принимать сигнал на аналоговую антенну. Авторы прогнозируют, что к намеченному сроку радио останется единственным медиа, преимущественно вещающим в аналоговом формате. На более длительный срок (2025-2050 года) планируется окончательное отключение аналоговых передатчиков и переход на доставку при помощи сетей мобильной связи. Сейчас этому мешает как неразвитость технологий, так и высокие тарифы.