Промышленное и технологическое развитие современной России переживает одни из самых сложных и негативных периодов. О ситуации в этой сфере говорится и пишется достаточно много, однако растущее отставание от развитых стран уже не исчерпывается «реальным сектором». Информационные технологии, связанные с производством цифрового контента, являются столь же критичными для развития национального производства в его реальном измерении (рабочие места, система образования, потребление, и т.д.).
Недавно в Канне завершила работу выставка MIPCOM – крупнейшее международное событие в сфере индустрии производства и распространения мультимедийных продуктов. Присутствие России на MIPCOM растет во многом благодаря координации работы по привлечению участников Российского инновационного павильона, осуществляемого Инновационным центром НИУ ВШЭ. Что не случайно, так как ВШЭ сегодня является ведущем университетом в области прикладных исследований развития отрасли медиа и коммуникаций, а также инвестором в инновационные стартапы в данной отрасли.
Количество цифровых технологий (т.е. информационного наполнения сообщений в виде текста, графики, мультимедиа и т.д.), скорость его создания и качество технологий, которые позволяют мгновенно выходить на многомиллионные аудитории во всем мире растет гигантскими темпами. Это дает новые возможности для производителей и открывает для них новые рынки. Так согласно исследованию PwC «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2013–2017 гг.», Россия наряду с другими странами pIC будет представлять «звездную» группу с высокими объемами и темпами роста. Анализ инвестиционных сделок в сфере медиа и коммуникаций позволяет выделить следующие перспективные направления: рекламные и платежные сервисы, аудио, видео, покупка или аренда контента, подписка, онлайн игры, социальные сети, СМИ. Проблема цифрового контента, таким образом, выходит сегодня на первый план, причем на государственном уровне.
Можно говорить о полноценной и постоянно растущей и развивающейся – цифровой реальности, которая расширяет диапазон цифрового контента от развлечения и образования до социального дизайна и военных технологий. Многие виды цифрового контента имеют разнонаправленное влияние на сферы политики и социальной среды. Например, компьютерные игры все активнее связываются с патриотическим воспитанием, а навыки продвинутых геймеров помогают подготовке профессиональных операторов боевых беспилотных аппаратов.
Цифровой контент сегодня фактически создает культурный суверенитет, который достигается не запретами и файрволами, а активным производством контента и развитием технологий. Данные мирового опыта свидетельствуют о том, что многие страны мира, идут именно по этому пути, например, в странах Азии доля собственного контента составляет порядка 85% и основана на осознанном выборе аудитории. Это формирует серьезный «заслон» в частности голливудским мультимедийным продуктам, в том числе фильмам.
Пока цифровой контент не перестанет восприниматься как нечто внешнее и чуждое, успехов в этой сфере Россия добиться не сможет
Проблема заключается в том, что психологически современный цифровой контент не воспринимается в рамках национального производства. В то же самое время мировая государственная политика в сфере высоких технологий и цифрового контента строится уже не на поддержке отдельных предприятий, а целых отраслей. Так, в Китае, сохраняющем еще политику запретов в сфере интернета, параллельно с 2005 года идет развитие Гуанджоу – региона, сфокусированного на данной отрасли и готовящегося наравне конкурировать с глобальными американскими компаниями.
Без подобного подхода невозможен выход на внешнюю аудиторию, что особенно актуально для России в контексте «мягкой силы». Эта задача особенно актуальна на фоне малой эффективности государственной пропаганды (и создания контента) для среднего класса и предвзятом отношении к России в мире. Поддержка сферы медиа и коммуникаций, таким образом, является инструментом развития и распространения культуры во внешний мир, а развитие цифрового контента – серьезным политическим шагом.
Но пока цифровой контент не перестанет восприниматься как нечто внешнее и чуждое, успехов в этой сфере в современном мире Россия добиться не сможет. Только развитое цифровое производство контента сможет обеспечить культурную и идеологическую самостоятельность, а внешние воздействия, раз уж они по определению сегодня считаются негативными и деструктивными, престанут вызывать испуг наших законодателей.