Информационное кураторство, как функция организации информационного пространства, отдаваемая (чаще всего) на аутсорсинг, является более старой, чем может показаться.
Просто за последние несколько лет появилось колоссальное количество новых источников, способов и инструментов для создания и распространения контента. Это, в свою очередь, привело к появлению огромного количества информации, от которой иногда приходится уворачиваться, чтобы не быть погребенным под ней.
Раньше медиакураторы назывались по-другому: вначале это были летописцы, потом — авторы книг и учебников.
Их работа изменилась чисто технически: появились сервисы, гаджеты, другие технологические новинки. Что касается сути — тут все по-старому: собрать, систематизировать и выдать читателю/пользователю, которому это нужно.
Недавно задумался о том, что сейчас писать книги на профессиональные темы (особенно, на темы медиа, маркетинга) — дело очень неблагодарное. Технология книгопроизводства упрощенно выглядит так: написал, отдал в редакцию, там очередь, потом провели корректуру, верстку, подготовили маркетинг, выпустили в печать. Но вот незадача — за это время книга успела местами устареть. Нужно выпускать новую редакцию. И так далее. А если книга еще и переводная, то потребуется время на перевод.
Меняются скорости появления и «отмирания» знаний. Меняются технологии их передачи. В качестве актуальных источников знаний книги устаревают безвозвратно.
Так как же накапливать знания на более длительный период, чем срок жизни тематической новости в вашем RSS-ридере? У этой задачи есть несколько решений. Одно из моих любимых — блоггинг на тему (платный или бесплатный — решать вам). Второй вариант, который выбрал Леонид Бершидский: издавать книгу онлайн, отдельными главами. Тогда есть шанс успеть скорректировать то, что нужно, и на выходе получить актуальный продукт. Ну и третий вариант — самиздат. Благо, при нынешнем уровне технического прогресса сделать книжку самому и продавать ее через сеть — дело не самое сложное.
Давайте рассмотрим вариант, который лично мне нравится больше и которым я, по мере сил, занимаюсь.
Речь про тематический блогинг.
Когда меня спросили, какую книжку по медиа и журналистике посоветовать, я, не задумываясь, ответил — читайте блоги журналистов, редакторов, менеджеров, связанных с медийной темой.
Только там можно найти не усредненные кейсы из учебников, а вполне прагматичную, суровую реальность, тренды, задачи и, что самое главное — решения.
Проблема лишь в том, что таких ресурсов может быть масса, а времени читать все и отбирать нужное — нет. Вот здесь мы и подошли к кураторской функции.
Тематический блогинг хорош тем, что вы, с одной стороны, собираете информацию для тех, кто в этом заинтересован. С другой — становитесь экспертом в той области, на которой сфокусированы сами, то есть развиваете себя. Ну, просто потому что нельзя не стать кладезем знаний, если эти знания сыплются на вас каждый день в огромных количествах.
Кстати, ответ на вопрос «каждый человек может стать куратором (или в нашем случае, тематическим блогером)?» как раз кроется в этих объемах. Нужно иметь навыки работы с большими массивами информации: агрегировать, категоризировать, управлять, суммировать, оформлять и доставлять до аудитории. Как показывает опыт моего общения с людьми, которым нужна информация, далеко не все к этому готовы.
Итак. Давайте вспомним о том, с чего мы начали. С книг и с того, насколько они могут быть актуальны. Правильный тематический блогинг — это постоянная актуализация знаний. Речь идет, повторюсь, только блоги знаний. Есть дурацкое слово «лытдыбр». Так вот, «лытдыбр» — это не блог знаний. Поэтому не каждый блогер — куратор.
Блоги знаний — это блоги, которые создают объективную ценность, а не субъективные лайки (потому что прикольный текст/фото/видео). Это может быть как аналитика, так и просто фиксация трендов. Это та же книга, только здесь и сейчас.
Попробую изложить технологию работы тематического блога на своем примере.
1. Выбор темы и стиля
Здесь важно понимать, что эта тема должна быть не просто всплеском интереса. Этой темой нужно жить, понимать ее. Еще лучше, если среди вашего окружения есть люди, которые глубоко разбираются в этой теме. Это значит, у вас есть, как минимум, потенциальные эксперты, к которым вы можете обратиться для придания веса публикации.
Я для себя темы выбрал давно. Были некоторые размышления по поводу стиля блога, но в итоге все сложилось в некое подобие новостного ресурса по теме. Это дает некоторую свободу: не нужно каждый день думать, о чем писать. Новости идут постоянно. Задача — их собрать, обработать и выдать.
Задачи на этом этапе:
— прислушаться к себе и понять, на чем вы готовы сконцентрировать свое профессиональное внимание.
2. Сбор источников
Предположим, вы тоже выбрали для своего блога стиль тематического новостного ресурса. Теперь нужно собрать источники. Здесь на помощь приходят технологии.
Я делал так: искал в Твиттере информацию со соответствующим хэштэгом, выбирал самые интересные твиты, смотрел ссылки, читал профили. Так набрался список аккаунтов, которые поставляют мне информацию через Твиттер (отдельные специалисты, корпоративные аккаунты и т.п.). Их я выделил в отдельную ленту, чтобы они не смешивались с твитами моих друзей. Изучая ссылки, собрал самые интересные ресурсы по теме (блоги, новостные отраслевые ресурсы, сайты с пресс-релизами медиакомпаний — есть и такие, различные объединения и организации). Разбавил это все ресурсами с инфографикой, подписался через RSS на специальные рубрики глобальных новостных ресурсов. И вот уже сформировался солидный список из почти сотни RSS-потоков, которые стекаются в мой ридер.
|