Где учиться
Международный институт рекламы, кафедра креатива в маркетинговых и социальных коммуникациях.
МГУКИ, институт масс-медиа, кафедра рекламы.
Академия коммуникаций Wordshop при поддержке BBDO, факультет копирайтинга.
Miami Ad School, курс Copywriting.
Ответственный редактор Дизайн-бюро Артёма Горбунова, автор курса «Информационный стиль и редактура текста», автор рассылок «Мегаплана» и советов о редактуре и информационном стиле.
Под копирайтингом понимают две неблизкие вещи: работу рекламщика и текстовика. Работа первого похожа на «Generation «П», второго — на «Дао дэ цзин».
Рекламщик изучает рынок, придумывает позиционирование и коммуникационную платформу, формулирует главную идею кампании и слоган. Иногда создаёт текст рекламы и пишет сценарий ролика. Пишет сравнительно немного, но точно. Рекламщик думает, как в принципе продвигать товар.
Работает такой человек в рекламном или креативном агентстве. Его клиенты — компании, которые хотят рекламироваться на радио, телевидении и в интернете. В три часа ночи он, скорее всего, встречает курьера с пиццей на проходной офиса, потому что завтра в очередной раз презентовать концепцию.
На рекламщиков учатсяв «Вордшопе». Там агентства берут свежую кровь: приходят на защиту дипломов и забирают лучших.
Чтобы стать рекламным копирайтером, стоит читать Огилви. Начать анализировать всю рекламу, которая вас окружает, пойти учиться, собрать портфолио. Вот вам тестовое задание: представьте, что «Твиттер» хочет привлечь женщин в возрасте 70+ и купил для этого эфирное время на канале «Россия 2». О чём должен быть ролик? Как он будет выглядеть? Какой будет текст? Когда его нужно показать?
Совершенно другой путь — стать текстовиком. Он создаёт текст сайта, интерфейса, промостраниц, пресс-релизов, рассылок, брошюр, плакатов, инфографики, статей в блоге и всего чего угодно. Он нужен всем.
Текстовик умеет занятно и доступно рассказывать сложные вещи, грамотно структурировать идеи, выбрасывать из текста лишнее, приводить правильные примеры. Знает, где вместо текста показать фотографию. По-хорошему, это должны уметь все образованные люди, но в реальности — это удел профессионалов.
Текстовика нанимают в рекламное агентство, чтобы обслуживать проекты рекламщиков. Часто свои текстовики есть у интернет-компаний, особенно у интернет-магазинов. Если в веб-студии нет текстовика, дело плохо. Большинству компаний текстовик нужен раз в год: обновить текст на сайте, напечатать новые буклеты. Они обращаются к фрилансерам.
«Продающим текстам» (на самом деле, блевотно-манипулятивному стилю) обучают инфобизнесмены. Технологию они берут из плохо переведённых американских книг шестидесятых годов. Что бы они ни писали, всегда получается «Магазин на диване». Если хотите заниматься таким текстом, наберите в «Яндексе» «Тренинги по копирайтингу».
В бюро я проповедую другой путь. Показываю, как делать текст лёгким, изящным, без фальши, манипуляций и заискивания. В этом плане мне близка по духу Саша Карепина.
Будущему текстовику стоит прочитать «Советы» и «Элементы стиля». Начать замечать вокруг себя лишние слова, уродливые фразы и непонятные объяснения. Переписывать их. Составить портфолио из интересных статей и отправляться с ним на фрилансерский сайт. Связаться с интересным стартапом или веб-студией — им наверняка нужен такой, как вы.
Чтобы проверить себя, напишите, например, своей бабушке письмо, из которого она ясно поймёт, что такое и зачем нужен «Твиттер».