По данным Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (Recording Industry Association of America, RIAA) с 2000 года доходы от продажи или стриминга музыки в США упали в два раза, с $14,3 млрд до $7 млрд.
Был ли ошибкой запуск iTunes, который навсегда отделил песни от альбомов? Или виноваты боссы музыкальной индустрии, которые, столкнувшись с переходом от альбомов за $17 к синглам за $0,99, продолжали использовать устаревшие модели лицензирования и продаж, теряя на этом деньги? Или все дело в пиратстве и Napster, который навсегда изменил то, как мы ищем и слушаем музыку. Или BitTorrent, сделавший явью самый страшный кошмар правообладателей?
Чтобы разобраться в ситуации, команда изучила индустрию от музыкантов и правообладателей до онлайн-магазинов и сервисов стриминга музыки.
Во время самого удачного года в качестве фронтмена группы Dismemberment Plan Трэвис Моррисон (Travis Morrison) заработал «огромную» сумму в $23 000. Ему было 30 лет. Несмотря на то, что на концерты этой пост-панк-эмо-дэнс группы в клубах народ ломился толпами, доходы музыкантов даже близко не приблизились к заработкам артистов, чья музыка была более подходящей для того, чтобы продавать машины в ТВ рекламе.
Все это происходило в 2003 году, когда iTunes был еще на заре своего существования, YouTube еще не существовал, как и Spotify и Pandora Radio. Napster был закрыт, а до запуска BitTorrent оставался год. Другими словами, еще до того, как технологии обрушили рынок, даже успешным рок-группам было тяжело добиться финансового успеха.
При этом нельзя сказать, что Моррисон жалуется на судьбу:
Я знаю, что есть группы, которые заработали кучу бабла на продаже своих дисков, но вы всегда больше помните радость от выступлений и занятий музыкой, чем заработанные этим деньги.
После десяти лет работы в разных местах, включая должность Директора по коммерческому производству (Director of Commercial Production) в Huffington Post, Моррисон и Dismemberment Plan выпускают первый студийный альбом в 2001 году.
Прежде чем взглянуть на то, как музыкальная промышленность работает сейчас, будет полезно провести небольшой экскурс в историю и вспомнить, как обстояло дело в доцифровую эпоху.
Правообладатель может рассчитывать на роялти в трех случаях (ок, в четырех, если считать права автора на ноты — sheet music, но давайте исключим этот пункт): роялти, генерируемые при покупках музыки (mechanical royalties), выплаты за проигрывание музыки по ТВ или за использование в фильме (synchronization royalties) и за исполнение музыки (performance royalties).
Существует пять сторон, которые могут потребовать роялти за песню: прежде всего, это исполнители и композиторы. Следом идет рекорд лейбл, который записывает, распространяет и продвигает альбом, затем издатель, который владеет частью прав на песню и лицензирует ее для коммерческих целей (большинство издателей подконтрольны или напрямую принадлежат крупнейшим лейблам).
Еще одна сторона — агентства механических прав (mechanical rights agencies), например Harry Fox Agency, которые собирают роялти на приобретаемую музыку и передают их авторам песен. Последняя группа — это так называемые performance rights organizations, такие как ASCAPи BMI, которые занимаются сбором роялти за исполнение музыки. Как видно, тех, кто кормится в этой индустрии, довольно много.
Все зависит от деталей конкретного соглашения между музыкантом и лейблом/издателем. Вариантов огромное множество, но существует несколько трендов, которые позволяют судить о схеме распределения доходов.
В 1995 году, в среднем, 35% от розничной стоимости CD-диска получал магазин, 27% отправлялись записывающей компании, 16% — артисту, 13% шли производителю (несмотря на смешную стоимость изготовления диска в диапазоне от $0,10 до $0,15) и 9% — дистрибьютору. В те времена считалось нормальным, что диск стоит $17, так что артист мог получить $2,72 с одного проданного диска.
Однако музыкантам никто не дал возможности получить все эти деньги. Так называемые recoupable expenses вроде записи альбома, съемок клипов, поездок с выступлениями оплачивались именно из доли артиста.
Кортни Лав так отзывалась об этой системе:
Хуже всего то, что группе, по факту, не принадлежат результаты своей работы… Музыканты могут платить ипотеку целую вечность и никогда не выкупят дом… Все устроено так, что почти никто из них ничего не получает.
Современные артисты могут сколько угодно жаловаться на пустяковость отчислений со стороны Spotify и Pandora, но в доцифровую эпоху дела обстояли не лучше. Звезда R&B Тони Брекстон (Tony Braxton) сказала NBC News, что, несмотря на генерацию прибыли в $170 млн от продаж по всему миру, за всю свою карьеру она получила лишь $1 972 отчислений. Это 0,00116%. В 1998 году певица объявила себя банкротом. В большей степени этому, конечно же, способствовал ее образ жизни на широкую ногу, но и ее рекорд лейбл никак не помог избежать этой ситуации.
Как отмечалось выше, объем музыкальной индустрии сокращается:
Napster вредит продажам». На первый взгляд, она права. В период с 1999 по 2001 год, когда работал Napster, общая выручка музыкальной индустрии упала с $14,6 млрд до $13,7 млрд.
Business Week, лейблы сделали в 2001 году на 20% меньше релизов, чем в 1999, и на 14% меньше в 2002. С другой стороны, цены на музыку в последующие годы обгоняли инфляцию. Плюс сыграли свою роль и культурологические факторы. К 2003 году лопнул пузырь бойз-бэндов, во время которого набрали бешеную популярность Backstreet Boys и ‘N Sync.
В статье в Business Week, посвященной десятилетию iTunes, Стив Кноппер (Steve Knopper) написал:
Стив Джобс… видел Napster, MP3 и Интернет по-другому. К концу 2002 года он понял, что фанаты хотят покупать любимые песни удобным способом в Интернете, вместо того чтобы таскаться в офлайн магазины и тратить $15-$18 на альбом. Но легальной и простой возможности для этого не существовало.
Джобс много бился с боссами музыкальной индустрии по вопросам ценообразования, но, в конечном итоге, им пришлось принять его условия, чтобы заставить поколение, выросшее на Napster, платить за музыку хоть что-то. В итоге лейблы потеряли контроль над продуктом. Альбомы на дисках за $15 ушли в прошлое, теперь онлайн они стоили $9,99, а сингл — $0,99, причем могла стать любая композиция с альбома, а не только выбранная боссами компании.
С 2004 года, когда RIAA начала подсчитывать прибыль от онлайн-продаж, загружаемые синглы превзошли альбомы как по сгенерированной выручке, так и по проданным штукам.
William Morris, а сейчас управляет концертным стартапом Loudie, считает, что цифровая эра поставила перед гастролирующими артистами новые вопросы:
Эта ниша стала весьма насыщенной. Огромное количество музыкантов постоянно гастролирует. В этой ситуации все больше концертов проходит по схеме, когда промоутер или концертная площадка говорят: „О’кей, давайте поглядим, сколько билетов вы продадите, и вы получите процент от общей суммы“.
Если вы когда-нибудь видели шоу Friday Night Lights, то наверняка слышали группу Explosions in the Sky. Их музыка играет на фоне наиболее вдохновляющих моментов спортивного триумфа в шоу. Постепенно музыка Explosions in the Sky стала саундтреком огромного количества спортивных видео на YouTube, которые в общей сложности просмотрели миллионы раз. Было бы честно дать музыкантам заработать на этом, не правда ли?
Брендон Мартинес (Brandon Martinez) и его компания INDMUSIC помогают группам самостоятельно продвигаться в Сети. В частности, команда Брендона была причастна к продвижению музыканта Baauer, автора Harlem Shake, и помогла ему занять первое место в Billboard (который по совпадению начал учитывать просмотры на YouTube в качестве метрики). По словам Мартинеса, INDMUSIC в настоящий момент получает рекламные отчисления с более чем 246 000 YouTube видео.
Где пользователи Интернета потребляют больше всего бесплатной музыки? Правильно, на YouTube. Accustream подсчитал, что 38,4% просмотров на YouTube — это музыкальные видео. При более чем 4 млрд просмотров в день получается, что 1,5 млрд — это музыка. У Pandora сейчас около 70 млн активных пользователей.
На YouTube платежи правообладателям идут за счет рекламы перед видео. Расценки на нее разнятся довольно сильно, от $0,0025 до $0,01 за просмотр, что ставит ее в один ряд с расценками роялти Spotify, отчисляемых за просмотры платных пользователей. Но кто сказал, что деньги перечисляются именно тем правообладателям?
Возможно, в будущем YouTube будет собирать метаданные о правообладателе еще в момент загрузки видео, чтобы правообладателям не нужно было заниматься отслеживанием неправомерного использования их материалов.
Как и газеты, лейблы годами получали доход с контента, поддерживаемые дистрибьюторами и лицензиатами. Затем iTunes подорвал основы этой индустрии, а пользователи с радостью приняли новую реальность.
В то же время, акционеры и венчурные капиталисты могут потерять терпение, если Pandora и Spotify будут продолжать нести убытки, что также не поможет звукозаписывающим компаниями. Пользователи найдут способ слушать любимую музыку с помощью YouTube или просто украв ее. И, несмотря на то, что большое число опытных популярных артистов находятся под контролем лейблов, новые звезды могут выбирать путь независимого музыканта и сами начать контролировать свои роялти.
Подробнее:http://www.cossa.ru/articles/152/47441/
Оригинал: PandoDaily