1 августа истек установленный Google срок, в течение которого немецкие издатели газет и журналов должны были сообщить, хотят ли они, чтобы отрывки из их статей и дальше бесплатно показывались сервисом Google News. Большинство издателей выразили свое согласие на это, подчеркивая при этом, что считают это решение исключительно временным.
1 августа в Германии вступил в силу принятый в марте закон, позволяющий издательствам взимать плату за цитирование их текстов поисковыми ресурсами и агрегаторами в интернете. Инициаторами принятия закона были издатели, пытавшиеся тем самым заставить интернет-компании платить за использование в результатах поиска текстов, принадлежащих издательствам. Однако в последний момент в законопроект были внесены важные поправки, серьезно его смягчившие. В конечной версии законопроект оставил за поисковыми сервисами право свободного пользования «отдельными словами или небольшими фрагментами текста». Размер текста, разрешенного для свободного цитирования, уточнен не был. Тем самым Google после принятия поправок фактически остался вне поля действия этого закона, так как в своем сервисе Google News компания использует лишь короткие выдержки текстов — не более 250 знаков.
В июне Google призвал издательства сообщить, хотят ли они, чтобы выдержки из их статей по-прежнему бесплатно демонстрировались в Google News. Google заявил, что статьи тех изданий, которые откажутся подтверждать свое согласие или проигнорируют запрос об этом со стороны Google, с 1 августа более не будут отображаться в Google News.
Большинство немецких издательств согласились на бесплатное цитирование их статей в Google News, подчеркнув при этом, что это временное решение. Немецкие издатели по-прежнему надеются заставить интернет-компании платить им за отображение содержания их статей в поисковиках и агрегаторах. Один из возможных путей для этого — создание обществ по коллективному управлению авторскими правами. «Технических условий для лицензирования пока нет. Но можно ожидать, что в ближайшем будущем можно будет передавать права соответствующим обществам и коллективно ими пользоваться»,— заявил глава компании Tomorrow Focus Medi (входит в Hubert Burda Media) Оливер Экерт.
Тем не менее некоторые издания приняли решение об исключении своих статей из Google News. Одной из таких газет стала Rhein-Zeitung — региональная газета, издаваемая в Кобленце. Как заявил ее главный редактор Кристиан Линднер, для газеты это принципиальный момент. «Мы не хотим больше дарить содержимое нашей газеты. В ближайшее время мы собираемся ввести плату за чтение онлайн-версии газеты, и нас не устраивает, что ее можно было бы бесплатно посмотреть в другом месте. Через Google News к нам приходит не более 1% всех читателей онлайн-версии газеты»,— заметил господин Линднер.
«Нам жаль, если издательство решает иначе, но по сравнению с положительными ответами число отказов незначительно. Если вы сравните Google News сегодня и вчера, вы не заметите разницы»,— заявил по этому поводу представитель Google Кей Обербек.
Попытки заставить интернет-компании платить за отображение в результатах поиска текстов, принадлежащих издательствам, в последнее время предпринимаются не только в Германии. В некоторых странах, таких как Франция и Бельгия, Google пришел к соглашению с издателями газет. Во Франции компания согласилась создать фонд по работе с французскими издательствами, чтобы помочь увеличить их онлайн-доходы, используя рекламные технологии Google. Сумма сделки составила $82 млн.