Если вы хотите зарабатывать на жизнь как независимый журналист, вы не можете просто найти материал для статьи, написать её и заняться чем-то другим.
Чтобы выжить, фрилансеры сегодня должны уметь смотреть на историю с разных точек зрения, разбираться в ситуации в индустрии и правильно договариваться о продаже своих материалов.
Независимый журналист из США Молли МакКлуски, вице-председатель Фриланс комитета Национального пресс-клуба 2013 года, говорит, что это умение - хлеб с маслом в ее работе фрилансера.
Например: исследование ситуации с покупкой авиабилетов в один конец вылилось в две статьи, написанные МакКлуски - одна для Washington Post ("Покупка билетов в один конец снова входит в моду"), а другая для AOL Daily Finance ("Можно ли сэкономить деньги, покупая авиабилеты в одну сторону?")
Не все фрилансеры от природы одарены такой предприимчивостью, но, практикуясь, можно отточить это умение, сказала МакКлуски в интервью, данном IJNet. Вот несколько её советов, а также советов других писателей:
Не жалейте времени на тщательное изучение темы
Публикующаяся в журналах профессор журналистики Дженнифер Кан говорит, что она не начинает поиски возможности публикации раньше, чем 25 процентов исследования и текста будут закончены .
"Умные фрилансеры тратят время, тщательно изучая темы, проводя интервью и отслеживая статистику, прежде чем обратиться к редактору", - говорить МакКлуски.
Такая работа может занять много времени, и она не всегда окупается. Но МакКлуски говорит, что нельзя недооценить важность таких исследований.
Чтобы организовать результаты исследования, МакКлуски создаёт аудио файлы интервью, затем помечает файлы в кодированной системе, чтобы быть в состоянии использовать их позже. Другие авторы используют Google Docs или создают сложные системы хранения файлов. Найдите то, что удобно вам.
Начиная исследование, ищите возможные варианты интерпретации темы
МакКлуски советует фрилансерам потратить какое-то дополнительное время, готовясь к проведению первоначального исследования, формулируя первые вопросы для интервью и рассматривая статистику: "Не помешает потратить немного больше времени, спускаясь вниз по кроличьей норе", - говорит она.
"Исследование новой музейной экспозиции, например, может вылиться в увлекательный рассказ о её кураторе, уникальном проекте по сбору средств, и/или о том, как организация использует социальные медиа", - говорит она.
МакКлуски думает обо всем, с чем она работает как о "темах", пока они не станут статьёй. Она сравнивает это с различными ингредиентами в готовом блюде. Каждый ингредиент может быть использован также и в других блюдах.
"Тема — это область, которую вы исследуете, она может вылиться в многочисленные статьи".
Превратите один договор о работе в пять или шесть
Идея, конечно, не в том, чтобы продавать те же статьи снова и снова (в конечном счете, всё сегодня публикуется онлайн, так что будьте очень осторожны).
“Исследования, которые вы ведёте для одной работы, могут вылиться в пять или шесть готовых работ с использованием разных целей и углов зрения, которые могут быть одновременно опубликованы в не конкурирующих друг с другом статьях, - говорит МакКлуски. - Это будут разные статьи, добытые из того же источника".
Конечно, если одна из интерпретаций темы будет особенно актуальной, например, история, связанная с горячей новостью, то она и будет приоритетной.
Будьте в курсе ситуации на рынке
МакКлуски говорит, что цель — найти возможность публикации для каждой статьи. Для этого всегда важно знать рынок: "Кто и что опубликовал, какого рода публикации работают для фрилансеров, каким редакторам срочна нужна статья для первой страницы".
Часть этого — необходимость поддерживать отношения с источниками. "Если вы поддерживаете хорошие отношения, вы можете вернуться к ним снова и снова", - говорит она.
Например, МакКлуски поддерживает хорошие отношения с экспертом, изучающим ситуацию с кражей индивидуальных данных, Стивом Вайсманом, который предоставил ей материалы дляистории о распространенности такого рода краж, опубликованной в AOL Daily Finance. Кроме того, МакКлуски брала у него интервью по поводу заявления Конгресса о том, что STOCK Act сделает членов палаты представителей уязвимыми для кражи конфиденциальной информации для статьи в The Motley Fool.
Ищите информацию, которую можно использовать много раз
Вы провели тщательные исследования и интервью, поэтому в дальнейшем вы просто можете использовать найденную информацию ещё раз.
Пока МакКлуски жила Голуэе в прошлом году, она написала материал ”Я люблю мой город” для National Geographic. Благодаря проведённому в то время тщательному исследованию, много месяцев спустя она смогла включить рассказ о Голуэе в статью "Шесть относительно недорогих европейских городов" для Bankrate.com, которая скоро будет опубликована.
Всегда есть шанс, что, будучи фрилансером, вы можете снова использовать исследования, интервью или процитированные источники.
Джессика Вейс - бывший ответственный редактор IJNet, а сейчас — внештатный автор, живущий в Буэнос-Айресе.