Из-за увеличения объема информации, которая доступна аудитории в интернете, и сопутствующего дефицита внимания новостным ресурсам приходится постоянно бороться за время пользователей и их лояльность. Понимать структуру аудитории и особенности поведения ее сегментов – критически важно на этом этапе развития новостного сегмента.
В ходе исследования были проанализированы группы читатели новостей в интернете в возрасте от 18 до 54 лет, проживающие в городах с населением 100 тысяч и более, heavy- и medium-пользователи интернета. Метод – количественный онлайн-опрос, выборка составила 2082 респондента с квотированием по полу, возрасту, географической страте и типу занятости.
Читатели новостей в Рунете – это активные пользователи интернета: 94,3% исследуемой аудитории пользуются интернетом 6-7 раз в неделю, 60% аудитории проводит в интернете от двух до шести часов в день.
Наиболее заметные различия в пользовании интернетом появляются при анализе возрастной структуры аудитории. Так, с увеличением возраста респондента в целом снижается и его активность: частота выходов в онлайн в неделю, время, проведенное в сети в течение дня, количество сессий в день. Анализ географической структуры аудитории позволяет говорить о различиях между столицами и городами с количеством жителей 100-500 тыс. чел. в количестве времени, которое пользователь проводит в интернете и в частоте использования интернета за неделю. Менее всего на анализируемых характеристиках отражается пол респондента. Единственное различие – мужчины немного чаще, чем женщины склонны «быть постоянно на связи» (выходят в день в сеть более 26 раз).
Было выявлено, что более 80% респондентов ценят интернет, в первую очередь, за «доступность новостей в любое время и в любом месте». Это свойство сети важно для всех возрастных сегментов, кроме молодежи возрастом 18-24. На втором месте – возможность быстро поделиться новостью с друзьями или высказать свое мнение о событии.
Топ-3 наиболее популярных источников выглядит предсказуемо: новостные сайты, поисковые системы и социальные сети, но аудитория не игнорирует и традиционные блоги с форумами и до сих пор использует RSS.
Ядро потребителей новостей в интернете – мужчины 30+. При этом страта города проживания практически не влияет на интенсивность потребления.
В лидерах у мужчин – новостные сайты, тогда как у женщин – поисковые системы (результаты выдачи поиска). Главное различие в гендерных предпочтениях – чтение новостей в социальных сетях: этот способ выбирают 54% женщин и только 45%мужчин. Зато для молодежи 18-24 социальные медиа – основной источник получения информации (68% респондентов).
Основным источником трафика на новостной сайт выступает выдача поисковиков (30%), на втором месте – прямой заход на сайт (21%) и на третьем – социальные сети (14%). Интересно, что 8% пользователей приходят на новостные сайты за более подробной информацией после того, как услышат новость в традиционных СМИ.
Если говорить о гендерных различиях, то мужчины чаще, чем женщины, заходят на сайт напрямую (25% против 17%) и реже переходят из социальных сетей (9% против 18%).
Анализируя влияние возрастного фактора на количество новостных сайтов в активе пользователя, необходимо отметить интересную закономерность: наименее лояльными оказались пользователи в возрасте 45-54. Среди них только 13% предпочитают какой-то определенный новостной сайт. Для сравнения, 25% пользователей в возрасте 35-44 имеют явные предпочтения, а среди пользователей 18-24 таких и вовсе 34%. То есть молодежь, в принципе, реже читает новости, но если читает, то остается более лояльной к выбранному новостному сайту.
Если говорить о наиболее важных качествах новостных сайтов, то лидирует критерий достоверности (его указали 71% пользователей); на втором месте – отсутствие «желтизны» (48%). За ними идет оперативность подачи материалов и то, что новостной сайт является первоисточником (44%).
Согласно полученным данным, 89% посетителей тратят на чтение новостей до часа в день, и только 11% новости более продолжительное время. Основным «инструментом» для чтения новостей все еще остается компьютер или ноутбук (85%). Доля поклонников смартфонов и планшетов, которые предпочтут в любой ситуации читать новости в этих гаджетах, пока не превышает 8%.
Самые интересные для аудитории темы более чем традиционны: новости погоды (82%), новости своего города или региона (71%) и «происшествия, катастрофы» (70%). Для мужчин второй и третьей по значимости темой является новости интернета и новости о компьютерах и компьютерных программах. Для группы 18-34 важное значение имеют развлечения, кино и музыкальные новости.
В результате исследования совокупная аудитория читателей в интернете была разделена на 8 сегментов, которые различаются между собой по стилю потребления новостей: что (тематика) и как (активность и объем) читают, насколько вовлечены в этот процесс – а также по полу, возрасту и социальному статусу:
1. «Вовлеченные»
2. «Настоящие мужчины»
3. «Читатели бизнес-новостей»
4. «Читательницы «глянца»
5. «Молодежь — все о развлечениях»
6. «Женщины — в фокусе семья»
7. «Читатели General Interest»
8. «Незаинтересованные»
Слабо влияющими показателями оказались время и место чтения новостей, набор посещаемых сайтов, семейное положение, наличие и возраст детей в семье респондента, а также интерес к материалам определенных журналистов.
В ходе исследования была выявлена прямая зависимость между интенсивностью потребления интернета и объемами чтения новостей. Тем не менее, эти понятия не тождественны: сегмент наиболее «Вовлеченных» в чтение новостей находится только на четвертом месте среди сегментов по интенсивности выходов в интернет.
Все группы пользователей отмечают, что достоверность/отсутствие «желтизны» является самым важным для них качеством новостного сайта. При этом второстепенные требования к сайту отличаются для разных сегментов.
Наибольший интерес у представителей большинства сегментов вызывают три новостных сайта: Lenta.ru, RBC, Vesti.ru.
Основная мотивация для чтения новостей – «Нужна информация» и «Расширить кругозор, узнать новое и интересное (познавательное)». Для сегмента «Вовлеченных», «Читателей General Interest» и «Читателей бизнес-новостей» также характерна мотивация «Нахожу подтверждение своей позиции по отношению к происходящим событиям».
Полный отчет можно посмотреть здесь.