Товарные категории | Доля бюджетов в мае 2013 г. | Динамика бюджетов, май 2013 г./май 2012 г. |
Легковые автомобили и пр. транспорт | 18% | +21% |
Медицина и фармацевтика | 16% | 0% |
Финансовые и страховые услуги | 10% | -20% |
Торговые организации | 9% | -40% |
Недвижимость | 9% | +39% |
Досуг, развлечения, туризм, отдых | 5% | -26% |
СМИ | 4% | +52% |
Услуги сотовой связи | 3% | +247% |
Строительные товары и услуги | 2% | +97% |
Аудио- и видеоаппаратура | 2% | +135% |
Остальные 10 категорий | 22% | +5% |
В Таблице 1 сразу бросается в глаза, что категория-лидер - «Автомобили и пр. транспорт», - продолжает расти намного быстрее рынка, как и последняя в ТОП-5 категория «Недвижимость» (хотя майская динамика уступает показателям 1 кв. 2013 г.). «Медицина и фармацевтика» показала нулевую динамику. Это, конечно, ниже среднерыночных показателей, но, по сравнению с данными начала года, отставание этой группы от рынка в целом сократилось. Напомним, что январе-марте динамика категории «Медицина и фармацевтика» была аналогична майской - околонулевой. НО! Рост бюджетов классических роликов московского и сетевого размещения по оценкам АЦВИ был 16%. А при снижении общей динамики нулевой показатель выглядит как постепенное наверстывание.
Интересная ситуация сложилась в товарной группе «Финансовые и страховые услуги». Падение на 20% (см. Таблицу 1) - выглядит довольно печально. НО! Если подробно рассмотреть списки рекламодателей этой группы, то оказывается, что не все так грустно. В 2012 г. около четверти бюджета товарной группы «Финансовые и страховые услуги» пришлось на одного рекламодателя – «Почту России». Прошлой весной она активно рекламировала услуги по оплате коммунальных услуг в почтовых отделениях, покупку железнодорожных и авиабилетов, оформление кредитов и получение переводов через почту. В этом году, когда львиная доля этих проектов благополучно провалилась, «Почта России» перестала их продвигать. Собственно, отсутствие именно ее бюджетов и вывело категорию в минус. Если же брать остальных рекламодателей этой группы, то, во-первых, их стало количественно больше, а во-вторых, многие из тех компаний, что рекламировались и в мае прошлого года, увеличили свои бюджеты.
Категории «Торговые организации» и «Досуг, развлечения, туризм, отдых» показали в мае отрицательную динамику. Причем, если ритейлеры и в начале года не показывали роста, то с досугом и отдыхом ситуация поменялась только в последние месяцы – в начале года эта группа рекламодателей была на радио весьма активна (+32% в 1-м кв. 2013 г.).
В категории «Услуги сотовой связи» безусловным лидером мая явился «Мегафон» с рекламой интернет-тарифов для дачи – его вклад в бюджет категории составил около 80%. Остаток пришелся на МТС, а «Билайн» вообще не присутствует в майском списке рекламодателей классических роликов московского и сетевого размещения.
Группа рекламодателей «СМИ» в значительной степени приросла за счет оператора спутникового телевидения «Орион Экспресс», который по итогам мая вошел в десятку крупнейших рекламодателей московского и сетевого размещения классических роликов.
Остальные категории десятки лидеров состоят из большого числа небольших рекламодателей с долей в «радийном пироге» не более 2-3%. Поэтому в них каких-то интересных особенностей или закономерностей не нашлось.
Но оказалось небезынтересным подробнее рассмотреть «сборную солянку» «Прочие товары и услуги» - ее доля 16%, при том, что на все товарные группы, находящиеся за пределами ТОП-10, приходится всего 22%. Эта неоднородная группа привлекла интерес тем, что именно она сформировала в «хвосте» динамику выше средней по рынку.
При ближайшем рассмотрении выяснилось, что более 60% бюджетов «Прочих товаров и услуг» формируют всего десять рекламодателей:
1. ЛУКОЙЛ
2. LUFTHANSA
3. МТС-БАНК
4. РОССИЙСКИЙ СОЮЗ АВТОСТРАХОВЩИКОВ
5. ФАРМЭКСПЕРТ
6. ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ
7. APPLE
8. ГЛАВТАКСИ
9. СИБНЕФТЬ
10. KASSIR.RU
Именно эти рекламодатели в значительной мере обеспечили как рост в 9% группе «Прочие товары и услуги», так и динамику выше рыночной суммарно всем небольшим товарным группам рекламодателей радио.
Десятка крупнейших рекламодателей радио в мае 2013 г. представлена в Таблице 2.
Таблица 2 . ТОП-10 крупнейших рекламодателей, московское и сетевое размещение, классическая реклама, май 2013 г.
Sostav.ru