Представление данных в виде инфографических таблиц приобретает всё большую популярность, давно выйдя за рамки печатных СМИ. Но если телевидение и Интернет являются естественной средой визуализированного потока информации, то каким образом можно связать инфографику и радио, исторически ориентированное на звучание, а не на картинку? При современной конвергенции различных видов медиапродуктов возможно многое, но что же является точками соприкосновения кардинально противоположных способов подачи сведений потребителю?
Не зря на фестивале «Вместе — радио» 2.1 теме инфографики были посвящены две уникальных сессии, которые провели Андрей Скворцов («Меркатор», НТВ) и Павел Шорох (руководитель студии инфографики РИА «Новости»). Итак, смотрим, слушаем, делаем выводы.
Андрей Скворцов, «Меркатор», НТВ
СМОТРИМ: ВИДЫ, ТРЕНДЫ, СОЗДАТЕЛИ
Даже сама этимология слова «инфографика» является конгломератом латинского informatio («осведомление, разъяснение») и греческого γραφικός («письменный»), предугадывая его межмедийную судьбу. Во всём мире инфографика является довольно распространённым жанром, но в России данное направление только на стадии развития, и уровень конкуренции довольно низкий. Однако, по прогнозам специалистов, в этом сегменте он со временем возрастёт. Технология объединяет три компонента: журналистика, дизайн и статистические данные. Но если две первые категории гибкие, то основой всё-таки является статистика, поэтому картинка может быть какой угодно — классическая диаграмма или же оригинальное решение, — неизменным элементом всегда будут цифры.
Специалисты выделяют три ипостаси инфографики. Во-первых, непосредственно визуализация имеющихся данных. Во-вторых, расширение этих данных, дополнительная информационная сущность. А третий случай — самый редкий, когда сама инфографика становится информационным поводом. Для простоты восприятия Андрей Скворцов делит её виды на «объяснялки», иллюстрации и интерактив, замечая при этом, что ни в коем случае не нужно внизу рисовать «легенды» — пояснение к колорированному графику в виде цветных квадратиков с мелким текстом (в видеонаблюдение подобное вообще категорически запрещено). Всё должно прочитываться сразу, ведь управление вниманием — одна из основных сложностей при создании продукта. Смена слайдов не должна быть слишком быстрой, так как каждое изменение картинки ряда — своеобразный стресс.
Павел Шорох указывает на зависимость количества затраченного времени от вида задания, которое должна выполнить творческая группа: «минутным» делом считается информативная инфографика, за несколько часов изготавливаются сложные статичные схемы, дни уходят на 3D-стерео и интерактив, неделями могут формироваться видеоданные, а самый трудоёмкий процесс, растягивающийся на месяцы, — создание мобильных приложений. «Важно, — говорит Павел, — всегда находить правильный угол зрения: чтобы не было ничего лишнего. Найден верный фокус — решение найдено!»
Принцип «вместо нуля»
Каждый график строится по так называемой схеме 5W: «Who? What? Where? When? Why?». То есть, по стандартной структуре новостного материала. Андрей Скворцов призывает помнить: «Самое главное — это содержательность, смысл, лёгкость восприятия и аллегоричность. За смысл отвечаете вы! А в чём проявляется смысл? В проблеме. В сравнении. Если же создаются таблицы, где показаны изменения в десятые и даже сотые доли процента, то инфографика становится средством манипуляции, так называемым принципом “вместо нуля”». Павел Шорох считает, что при создании инфографической продукции дизайн всё-таки превалирует, потому что текст подготовить в разы проще.
Основные тренды сейчас — это интерактив, ролики и активно развивающиеся Big-data (Большие данные), один из самых трудоёмких видов из-за огромного количества данных и элементов:
— Что касается моих личных приоритетов, то мне интереснее всего ковыряться в Big-data, где представлен огромный объём данных в интересной форме, то есть, вижу, что для меня кто-то постарался, визуализировал, создал картинку, — делится Андрей Скворцов. — А сам я сейчас в основном создаю видеоролики: мне нравится так называемый визуальный storytelling — рассказывание истории в виде цифр, графиков, переходов из одного в другое. Если серьёзно этим заниматься, то тут всё строится по законам драматургии: завязка, развитие, развязка.
Ещё существуют так называемые «как бы графики», которые можно увидеть на сайте Thisisindexed.com — шуточное противопоставление официальным данным.
Теперь о человеческом факторе: над каждым роликом проекта «Россия в цифрах» (компания «Меркатор») при 2-х недельном цикле производства работает группа из 10 человек, в состав которой входит главный редактор, корреспонденты и дизайнеры. Визуализация данных как жанр становится всё более востребованной. Этот вывод можно сделать даже по численности сотрудников студии инфографики РИА: если в 2007 году там было только 14 специалистов, то в настоящий момент их 40: 20 дизайнеров, 7 программистов, 5 редакторов, 4 специалиста по 3D, 1 бильд-редактор, 1 картограф и руководитель с заместителем.
СЛУШАЕМ: СПЕЦИАЛИСТЫ, РЕГИОНЫ, СТУДЕНЧЕСТВО
Наталья Лисовская, шеф-редактор студенческого радио «Наша юность»
Наталья Лисовская, шеф-редактор студенческого радио «Наша юность», Тюменский государственный нефтегазовый университет, после лекции Андрея Скворцова поясняет:
— Инфографика меня в принципе не касается, в своей работе мы её не используем. Вот как раз и хотела узнать, как делать презентацию: мы на конкурс послали только передачу. С этой точки зрения мне было очень интересно. Записала себе на диктофон, домой приеду — послушаю. И на следующий год, наверное, что-нибудь сделаем с ребятами.
(Кстати, подробно о презентациях можно ещё узнать на Prezi.com).
Сам Андрей особого барьера в вопросе производства инфографических продуктов между столицей и регионами не видит:
— Когда речь идёт об инфографике, нет разницы региональные это СМИ или столичные. Это один из форматов журналистики, поэтому если говорить о хорошей, качественной работе — тогда, наверное, перспектива есть. Если кто-то в регионах соберёт команду хороших дизайнеров и редакторов, то они вполне могут сделать инфографику на уровне «The New Yorker». А поскольку сейчас медиа конкурируют в Интернете, то и конкурировать с ним, чисто теоретически. Я понимаю, что это звучит немножко наивно. А что делать, если нет денег и нет ресурсов? Разориться и закрыться? Можно делать «в одно рыло», как говорится: посадить одного человека разносторонней квалификации, владеющего навыками дизайнера и редактора — такие примеры есть по Москве, но их мало. Лично я знаю четверых, которые могут это делать в одиночку.
Вернёмся к регионам. Просмотрел студенческие презентации — художники-то хорошие, к дизайну нет претензий. Дизайнеру нужно просто подучиться журналистике нормальной и чётко понимать: одна статья — один тезис, что, впрочем, общеизвестно. То же самое в инфографике: один важный тезис, а дальше он развивается. Нельзя забывать о принципе сбора данных специально под эту работу. А если дизайнер разбирается в журналистике, то он становится визуальным журналистом. Пройдёт ещё лет пять, и подрастут студенты кафедры инфографики на журфаке.
А по поводу совместимости инфографики и радио: у меня нет ответа на этот вопрос. При сегодняшней конвергенции медиа нужен сайт радио, да. Сейчас его в чистом виде и нет: радио снимает телесюжеты, газеты выкладывают видео, webs TV — поэтому вопрос не в том, нужно это или нет. Просто естественное развитие событий.
У упомянутого студенчества тоже есть мнение. Послушаем одного из его представителей. Вот что рассказал Марк Малышев, студент факультета журналистики, университетское радио СПбГУ:
— Как сказал Андрей Скворцов в своей лекции, если ещё несколько лет назад вопрос об использовании инфографики на радио был смешным и вызывал у дизайнеров улыбку, то сейчас это не так. И многие сайты теперь разрабатываются с визуализированными данными. Ну, и мы по возможности тоже стараемся использовать на нашем студенческом сайте разные виды, в зависимости от специфики материала, но, как правило, простое, нечто вроде картинок. Лично мне это делать трудно, так как я учусь на кафедре радио и телевидения, а вот ребята с кафедры визуальной журналистики могут создать и в одиночку, и, тем более, объединившись.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ: ДА РАССУДИТ НАС ИНТЕРНЕТ
Галина Тимченко, главный редактор Lenta.ru
Итак, единодушное мнение, что единственная точка соприкосновения радио и инфографики — сайт в Сети. Степень совместимости не так велика, но Интернет — источник неисчерпаемых возможностей и отличная площадка для медийных экспериментов. Корреспондент Radioportal.ru решил поинтересоваться мнением о качестве радийных сайтов в общем и целом у Галины Тимченко, главного редактора портала Lenta.ru:
— Российский Интернет до сих пор текстовый и визуальный. Мне кажется, многие — в том числе и московские — радиостанции этим грешат, но на самом деле у них очень мало на сайтах расшифровок эфира или каких-либо интересных комментариев. Текста реально не очень много — это первое. А второе, что необходимо отметить — на радийных сайтах не всегда очевидно, где можно послушать прямой эфир, а где можно найти ту или иную заинтересовавшую тебя программу. У меня создаётся впечатление, что радиостанции строят свои сайты по образу и подобию сайтов телеканалов: вот здесь у нас ведущие, вот здесь — теле- или радиопрограмма, здесь — редакция, а вот тут — вопросы. Но стоит задуматься, чего хотят слушатели или посетители Интернета. А они хотят найти то, что услышали или недослышали в эфире. Поэтому нужна простая жёсткая навигация, а не смысловая, не официальная. И у посетителей не может быть возможности прослушать, они хотят это видеть в текстовом варианте. Тут уже надо ориентироваться на время посещаемости сайта: если наибольшая статистика в течение рабочего дня, то нужно делать упор на расшифровки в хорошем качестве.
Что касается новостных блоков на радийный сайтах, то они часто повторяют эфир. Допустим, новостной блок в 20.00 может отличаться от новостного блока в 20.30 только одной новостью, потому что так прочли в эфире. Но к новостям с такой меркой подходить неправильно. Большие эфиры и авторские программы нужно давать в расшифровках, а новости пускать отдельным продуктом, независимо от того, как они прочтены в эфире. В какой-то степени радийные сайты, как и телевизионные, заложники сетки и ориентируются на неё. Но в Интернете сеткой не потребляют: никто не будет ждать ещё полчаса, чтобы прочесть какую-то новость. Если она появилась сейчас, то пусть и появляется на сайте радиостанции сейчас, а не после выхода в эфир следующего новостного блока.
Что касается перехода с движка на движок - его бояться стоит. Об этом не принято говорить, но это норма жизни: любой перезапуск роняет аудиторию на 5%. Мы закладывались под 7,9%, но за три месяца полностью преодолели этот провал и сейчас уже вышли в плюсы, если отсчитывать от января, когда мы перезапустились. Нужно бояться, нужно просчитывать, предупреждать владельцев, менеджеров, инвесторов — в общем, всех официальных лиц о том, что после перезапуска всегда будет так. Но это, повторюсь, норма. Однако перезапуск того стоит. Надо бояться, но, тем не менее, делать.
Хм, проблем на сайтах радио, как оказалось, хватает и других. Не до инфографики. Но вывод очевиден: все медиа сейчас ориентированы на контент в Интернете. Только здесь возможно создать конгломерат из почти несовместимых вещей. Хорошо это или плохо — покажет время. В очередном статистическом отчёте в виде инфографических таблиц.
Юлия Белоус