Если вы сначала мучились при выборе системы управления контентом, а затем мучились с выбранной системой, то не волнуйтесь – через это прошли все. Я никогда не встречал редактора, а журналиста и подавно, который был бы полностью доволен своей системой управления контентом.
На любой конференции, посвященной онлайн журналистике, можно услышать истории о борьбе с системой управления контентом. Несколько лет назад Мартин Стейб, интерактивный продюсер «Файнэншл Таймс» (Financial Times), написал несколько статей о печальном опыте использования систем управления контентом:
«Практически все журналисты, пишущие онлайн, ворчат о неудобстве систем управления контентом. Несколько месяцев назад я посетил одну конференцию. На ней несколько редакторов решили сравнить, сколько времени у них уходит, чтобы выложить всего лишь простую новость на сайт. Одному из них нужно было сделать 62 клика, чтобы осуществить эту самую простую издательскую операцию».
Необходимо сделать так, чтобы ваша система управления контентом была удобной как для технического персонала, так и для редакции. И нужно обязательно избавиться от 62 кликов мышкой при добавлении контента онлайн.
В этой статье вы найдете несколько советов касательно того, что нужно и что не нужно делать. Все советы были собраны из опыта медиакомпаний, которые через это прошли.
Журналисты должны быть вовлечены в процесс
Система управления контентом является ключевым элементом вашего успеха онлайн в будущем. Дейв Ли, репортер в сфере технологий канала «Би-Би-Си», проанализировал проблемы, связанные с развитием систем управления контентом за последние несколько лет, и сделал вывод:
«Плохая система управления контентом приносит неудобство. Из-за нее персонал начинает халтурить. Больше времени уходит на мучения с HTML кодом в ущерб написанию хорошей статьи. В итоге время, которое нужно было потратить на хороший заголовок, вступление и структуру статьи, уходит на борьбу с «шероховатостями», которые мало-помалу отнимают у журналиста желание хорошо писать».
При внедрении любой новой технологии одним из ключевых моментов является определение необходимых параметров. Выбирая систему управления контентом, необходимо подумать о том, что вы хотите предоставить вашей аудитории и каким образом вы будете это делать. Один из ключевых параметров: как журналисты и редакторы будут использовать систему.
Журналистам и редакторам может показаться странным, что их хотят вовлечь в процесс разработки цифрового продукта. Ведь в прошлом журналистика и печать газет практически не соприкасались. Журналисты писали статьи и отдавали их заместителю редактора и дизайнерам газеты. На телеканалах вся деятельность журналистов была направлена на составление сценариев и выпуск ТВ и радио программ.
Однако, при создании цифровых новостей журналистика и процесс производства более тесно переплетаются, журналисты и другие члены редакции должны понимать, как работают технологические процессы. Данное утверждение справедливо вне зависимости от того, на какой стадии перехода к цифровым технологиям вы находитесь. Чаще всего, если СМИ только начало осваивать цифровые технологии, то в редакции есть только один журналист, который отвечает за добавление статей из печатных источников и ТВ репортажей в онлайн систему. Но даже работа одного журналиста должна быть максимально эффективной.
По мере увеличения доли онлайн журналистики в вашем бизнесе, процессы интеграции углубляются. Во многих редакциях уже не один журналист выкладывает статьи онлайн, а все журналисты пишут статьи или делают репортажи, используя специальные цифровые платформы онлайн. Очень важно сделать так, чтобы журналисты могли выполнять свою работу с максимальной эффективностью.
Журналисты рассказывают много печальных историй, о том, как они вообще не были вовлечены в разработку системы управления контентом.
Мартин Стейб рассказал о замечательном сборнике научных исследований, Making News Online (Создаем новости онлайн), составленном Крисом Патерсеном и Дэвидом Доминго.
Дэвид Доминго провел исследование четырех редакций онлайн СМИ в Каталонии, Испания. Мартин Стейб выделил проблемы, с которыми сталкиваются журналисты при работе с системами управления контентом.
Часто репортерам не давали принимать участие в выборе технологических решений. Одной из самых серьезных причин ссор и конфликтов в редакции является недовольство журналистов, вызванное тем, что им неудобно использовать возможности технологических инструментов. Дизайн системы управления контентом не всегда соответствовали нуждам журналистов, которые с неохотой выполняли каждодневные обязанности, которые при работе с другими решениями не вызвали бы труда.
В других случаях журналисты жаловались на то, что работа с системой управления контентом слишком трудна и занимает много времени, а ведь журналистам важна оперативность. Такие проблемы подрывают доверие журналистов к персоналу, который отвечает за систему управления контентом.
По мнению Мартина Стейба, именно поэтому журналисты из печатных СМИ выступают против перехода к цифровым технологиям:
«Я подозреваю, что из-за плохо разработанного интерфейса систем управления контентом журналисты печатных СМИ выступают против новостей онлайн, потому что для них все цифровые штучки кажутся уж очень сложными».
Самое главное, чтобы система управления контентом и инструменты, которые используются изо дня в день, удовлетворяли нуждам ваших редакторов и журналистов. Чтобы достичь этого необходимо, чтобы они участвовали в их разработке.
Журналисты должны участвовать в процессе
Тем не менее, плохая система управления контентом может появится не только из-за того, что журналисты не принимали участия в ее выборе. Высшему руководству необходимо убедиться, что журналисты и технический персонал или подрядчики могут эффективно работать вместе. Для этого могут потребоваться определенные усилия. Честно говоря, в малом числе СМИ наблюдается эффективное сотрудничество между журналистами, редакторами и техническими специалистами. У СМИ, которым это удалось, ушли годы на достижение таких отношений.
Дейв Ли рассмотрел проблемы и вопросы, которые возникают при использовании систем управления контентом, и подчеркнул некоторые факторы, включая общение и сотрудничество или их отсутствие. Ли цитирует программиста Джона, который рассказал, что их компания предложила более 200 пользователям протестировать новые возможности системы управления контентом:
«Практически никто ничего не протестировал. И мы подумали, что все хорошо работает (ведь заявок с проблемами мы не получали), и отключили старую версию. И тут то на нас вылили ушат грязи, потому что некоторые незначительные функции работали неправильно (а мы ведь могли все исправить всего за несколько дней)».
Простые улучшения системы могут значительно облегчить жизнь журналистам, но если они сами ничего не хотят делать, то им не стоит рассчитывать на других.
Данный вопрос является ключевым при переходе к цифровым технологиям, и высшему руководству необходимо убедиться, что между редакцией и техническим персоналом хорошие отношения и что они могут эффективно работать вместе. Такой синергии нельзя добиться без совместной работы и внимания со стороны высшего руководства, редакции и технического персонала.
Все больше систем управления контентом имеют модульную структуру
Не следует делать из системы управления контентом «швейцарский нож», ведь именно если система переполнена функциями, то проект выходит из под контроля, и бюджет выходит за рамки, и все работает не так, как должно, и весь процесс становится чрезвычайно сложным и вызывает ненависть журналистов. На самом простом уровне можно использовать онлайн сервисы, чтобы добавлять новые функции в систему управления контентом без изменения основного модуля, например, с помощью «Сторифай» (Storify), сервиса по работе с социальными сетями, или «Скрибллайв» (Scribblelive), инструмента для ведения прямых трансляций.
Также сторонние сервисы могут отвечать за работу ключевых элементов вашей стратегии по продвижению контента онлайн, например, за поиск. «Ньюсскуп» (Newscoop) — это система управления контентом с открытым кодом, специально предназначенная для СМИ. Создатели включили в систему поддержку поискового сервиса «Солр» (Solr) также с открытым кодом. [Проект «Сорсфабрик», Sourcefabric, появился в Центре передовых СМИ в Праге, который был создан в рамках проекта Фонда инвестирования в развитие СМИ (MDIF). «Knowledge bridge» также является проектом MDIF.] Поисковая платформа «Солр» используется крупными организациями, такими как НАСА, Белый дом США и газета «Гардиан». Поиск является ключевым элементом, который помогает вашей аудитории найти контент, который ей нужен. Интегрировав уже испытанную технологию, такую как «Солр», «Ньюсскуп» оказывает поддержку, например, независимому грузинскому СМИ «Нетгазети» путем улучшения работы пользователей с поиском. Развитие поисковой системы будет идти одновременно с ростом «Нетгазети», сообщает Адам Томас, Сорсфабрик. («Нетгазети» является онлайн проектом грузинской газеты «Батумелеби», клиента MDIF).
Внедрять уже существующие системы вместо создания новых
Часто случается, что медиакомпании после определения требований к системе управления контентом, решают, что их запросы столь уникальны, что без создания системы с нуля не обойтись. Такое решение редко оказывается правильным, в особенности для небольших, независимых СМИ, которые обладают небольшим бюджетом на внедрение новых технологий. Все большее число медиакомпаний внедряют уже существующие системы и адаптируют их под свои нужды.
Школа журналистики и медиа исследований и Кафедра кибернетики Университета Роудса, Грэхемстаун, Южная Африка, создали систему «НиКА» (NiKA), улучшив систему управления контентом с открытым кодом Друпал, чтобы их журналистам было легче публиковать материалы, а также, чтобы обычные люди могли присылать репортажи с мест событий и свои советы с помощью СМС и системы мгновенного обмена сообщениями «IM».
Профессор Школы журналистики и медиа исследований Гарри Дагмор рассказал в интервью сайту «Пи-Би-Эс Медиашифт»:
«С помощью системы «НиКА» СМС сообщения автоматически сортируются и встраиваются напрямую в систему печати газеты. То, что раньше делалось вручную, теперь осуществляется автоматически. Благодаря СМС рубрике, местное население может поделиться своим мнением и увидеть свои размышления в печатном издании».
Несмотря на то, что проект был основан на уже существующей системе управления контентом, он не стал менее сложным с технической точки зрения. В другой статье о проекте «НиКА» на сайте «Пи-Би-Эс Медиашифт» Гарри Дагмор заявляет: «Несмотря на то, что программное обеспечение обладает открытым программным кодом и является бесплатным, необходимы хорошие технические специалисты, чтобы его установить». И Михаэль Салцведэл, онлайн редактор медиа партнера проекта «Ника», «Грокот Мейл», сказал, что их целью было упростить требования к установке системы, чтобы издатели могли легко печатать контент, выкладывать его онлайн и на мобильных платформах.
Подобная интеграция является сложной задачей, но все большее количество СМИ совмещают печать или телевещание с Интернетом, и поэтому появляются новые уроки, которые можно извлечь из их деятельности для работы с технологиями, организации рабочего процесса или внутреннего распорядка организации.
Какие уроки вы извлекли при выборе вашей CMS для публикации данных онлайн и на мобильных платформах? Что получилось? Что не получилось? Что вы обязательно сделаете, когда будете устанавливать новую систему управления контентом? Пожалуйста, ответьте на эти вопросы в комментариях.