Утром в пятницу, 29 мая, новостные ресурсы Рунета запестрели заметками с кричащими заголовками: «Наших бьют», «Наших взяли в заложники» и «Кто атакует «Наше радио»?!». Первоисточником информации о том, что у популярной радиостанции случились какие-то проблемы, стал пресс-релиз, опубликованный на её собственном сайте. Преисполненный гражданского пафоса текст повествовал о том, что сотрудникам радиостанции, привыкшим «преодолевать сложности судьбы», пришлось «столкнуться с физическим насилием» и теперь будущее «одного из ведущих и честнейших российских медиа» буквально висит на волоске.
Если перевести всё это в термины более нейтральные, речь шла о следующем: накануне вечером администрация столичного бизнес-центра «На Спартаковской» воспрепятствовала переезду радиостанции в новый офис, расположенный на Новорижском шоссе. Охранники не пустили на территорию комплекса грузовики, приехавшие за компьютерами и прочей техникой, и не дали сотрудникам станции вынести эту технику своими силами.
На «Нашем радио» это назвали «беспределом» — и обратились к «властям города Москвы, коллегам из других средств массовой информации и ко всем слушателям» с просьбой помочь его преодолеть.
Для наглядности текст заявления пресс-атташе был проиллюстрирован видеороликом — нарезкой кадров, сопровождающихся тревожной музыкой. На съёмке, сделанной поздним вечером, видно, как сотрудники станции пытаются уговорить охранников бизнес-центра не мешать перевозу имущества, а те твёрдо стоят на своём, ссылаясь на то, что не получали соответствующих указаний от начальства.
Само начальство подтверждает: таких указаний оно не давало и дать не могло. «Поздно вечером, когда никого из администрации уже не было на рабочих местах, к территории комплекса подъехали грузовики с целью забрать оборудование радиостанции. Никаких бумаг, разрешающих это сделать, у людей, находившихся в грузовиках, не было. Естественно, охрана выполнила свои прямые обязанности и не допустила несанкционированного вывоза имущества», — рассказывает «Часкору» директор центра «На Спартаковской» Андрей Еремеев.
По его словам, «если бы они нас предупредили заранее, что будут переезжать 28-го числа, если бы всё было документально оформлено надлежащим образом, никаких претензий бы не возникло».
Кроме того, Еремеев недоумевает: зачем «Нашему радио» понадобилось говорить прессе о том, что одних его сотрудников не пропускали в здание, а других не выпускали из него, и сравнивать эту ситуацию с захватом заложников? «Всем сотрудникам, — говорит он, — обеспечен круглосуточный доступ в бизнес-центр, и ни их проходу, ни проезду их личных машин на стоянку никто не препятствовал».
Еремееву также непонятно, зачем радио подняло шумиху по этому поводу в пятницу, когда хозяйственный конфликт был, по сути, улажен. «Сейчас они нам предоставили официальное письмо с просьбой запустить на территорию для вывоза их имущества грузовые машины, и препятствий этому я не вижу», — говорит он.
Гендиректор «Нашего радио» Михаил Зотов, однако, убеждён: у медиахолдинга News Media Radio Group (NMRG), в который также входят станции Ultra и Best FM, нет никаких долгов перед арендодателем, а, значит, тот был обязан выпустить всё имущество по первому требованию. О происходящем на месте событий в пятницу, когда бизнес-центр уже дал отмашку разрешить переезд, Зотов рассказывает «Часкору» в тревожных интонациях, будто передавая сводки с поля боя: «Сейчас мы пытаемся организовать проезд первой фуры, которая должна забрать часть наших вещей. Если нам удастся это сделать, это будет большой прорыв. Я, правда, не знаю, надолго ли. В данный момент эта фура заезжает, но мы не знаем, что происходит на проходной...»
На «Нашем радио» не верят в то, что сотрудники бизнес-центра, не разрешавшие вывозить имущество без разрешения, действовали согласно инструкции. Арендодателя подозревают в том, что он обиделся на потерю выгодного клиента и решил отомстить напоследок. Сама же станция теперь не просто обижена на бизнес-центр, но и заявляет, что понесла убытки. Речь идёт о часах простоя фур, принадлежащих компании по грузоперевозкам, которые пришлось оплатить радиостанции. Кроме того, из-за того что оборудование студии не получилось переместить в новый офис ночью, вещать в пятницу диджеям пришлось в наспех оборудованной судии «в техническом режиме и партизанских условиях». «А если бы нам не удалось в четверг случайным образом вытащить микрофоны из старого офиса, вещание бы пострадало, — добавляет Зотов. — Мы просто не вышли бы в эфир, и это были бы уже колоссальные коммерческие потери».
В цифрах рейтинга, однако, станция, скорее всего, отнюдь не проиграла. Пятничная музыкальная трансляция то и дело прерывалась прямыми включениями ведущих «Нашего радио» Вахтанга Махарадзе и Павла Картаева. Они находились на месте событий и раз в несколько минут выходили в эфир с последними известиями, подогревая интерес слушателей к конфликту.
Подогреть интерес к нему интернет-общественности было призвано сообщение в популярном ЖЖ-сообществе Paparazzi. В комментариях к нему блогеры даже высказали готовность «устроить веселье на всю Бауманскую», однако до массовых акций протеста, к счастью, не дошло.
Вопросы о том, что мешало «Нашему радио» согласовать с арендодателем график переезда, и о том, имела ли охрана бизнес-центра «На Спартаковской» право мешать станции распоряжаться собственным имуществом по своему усмотрению, возможно, будут ещё раз подняты — теперь уже в суде. Во всяком случае, Михаил Зотов в интервью «Часкору» такой вероятности не исключил. Однако сейчас даже среди сотрудников самой станции версии о «беспределе» придерживаются не все. Так, например, РИА «Новости» цитирует отказавшегося представиться сотрудника секретариата «Нашего радио»: «Даже смешно слышать, никто никого не удерживает», — говорит он. И добавляет: «Я, конечно, взгляну, что там у нас на сайте, но повторяю: у нас всё нормально».
А вот на вопрос, зачем понадобилось поднимать столько шума вокруг банального спора хозяйствующих субъектов, который к тому же разрешился в довольно короткие сроки, чёткого ответа нет. Возможно, пиар-менеджеры решили не упустить информационный повод, чтобы оживить интерес к бренду «Наше радио». А, может, на музыкальной станции вспомнили о событиях восьмилетней давности — смене руководства НТВ и сопровождавших его силовых действиях — и решили по примеру телевизионных коллег попытаться вызвать столь же широкий общественный резонанс.
В любом случае затея эта удалась не лучшим образом.
Диана Ширяева