Большинство независимых СМИ столкнулись с финансовыми трудностями и нехваткой ресурсов, и многие эксперты выражают опасение, что такая ситуация негативно отразится на глубоких журналистских расследованиях.
Тем не менее, медиакомпании, предприниматели и журналисты проявляют настойчивость и изобретательность, чтобы разработать новые экономические модели для поддержки журналистских расследований. C помощью различных моделей используются уникальные возможности и разрешаются специфические проблемы, которые существуют на различных мировых рынках.
Французский расследовательский сайт предложил читателям заплатить
Раньше журналистские расследования были лишь частью набора журналистских материалов, которые предлагали СМИ, но в цифровой век стали появляться медиа, которые занимаются только журналистскими расследованиями. Во Франции чрезвычайно популярному сайту «Медиапарт» (Mediapart) удалось добиться признания в мире журналистики и даже создать успешную коммерческую модель с помощью подписки.
В этом году компании «Медиапарт», которая публикует материалы только в цифре, исполнилось пять лет. Знаменательная дата совпала с арестом и уходом в отставку французского министра бюджета, Жерома Каюзак, в связи с расследованием «Медиапартом» финансирования предвыборной кампании бывшего президента Франции, Николя Саркози. Данное расследование вызвало много вопросов. Французы прозвали Жерома Каюзака «г-н Крутой» за его выступления по сокращению государственных затрат и борьбе с уклонением от уплаты налогов. Но ему самому пришлось уйти в отставку после того, как «Медиапарт» обнаружил у него секретный счет в офшорном банке. Жером Каюзак резко отрицал все обвинения и два раза подал в суд на «Медиапарт» за клевету. Но через четыре месяца он был вынужден наконец признать, что в течение двадцати лет тайно хранил сотни тысяч евро на счету в швейцарском банке «ЮБС», UBS. Через некоторое время на сайте «Медиапарт» также появилась информация о том, что у Жана-Мари Ле Пена, бывшего лидера националистической партии «Национальный фронт», есть секретный счет в швейцарском банке. По данным «Международного французского радио», RFI, Ле Пен признал существование счета, но резко отозвался по поводу журналистов «Медиапарта», назвав их «КГБэшниками». Оба расследования оказали давление как на представителей левых, так и правых политических сил Франции. Таким образом «Медиапарт» сумел утереть нос критикам, которые приравнивали жесткие журналистские расследования к самосуду.
Сайт работает по модели подписки. По данным французского ежедневника «Ле Там», Le Temps, сегодня у сайта 65 000 подписчиков, благодаря которым в организации работают 31 журналист и 14 других работников. На сайте «Медиапарт» нет рекламы, организация выживает только с помощью подписки стоимостью в 9 евро/месяц. По словам редактора и сооснователя сайта, Эдви Пленеля, сегодня сайт достиг определенного успеха, но положение дел еще шаткое, для ощущения стабильности ему необходимо иметь 100 000 подписчиков. Стоить отметить, что общий интерес к журналистским расследованиям во Франции не высок, и поэтому успех «Медиапарта» еще более впечатляет.
Синдикаты и партнерства
Вдохновившись успехом сайта «Медиапарт», испанские журналисты создали свой сайт «ИнфоЛибре», InfoLibre, посвященный журналистским расследованиям. Затем оба сайта заключили партнерство. Создание партнерства или синдиката может помочь редакциям, которые занимаются журналистскими расследованиями, работать и достичь стабильности.
Американские СМИ «ПроПублика», ProPublica, и «Техас Трибьюн»,Texas Tribune, занимающиеся журналистскими расследованиями, заключили партнерские соглашения для того, чтобы опубликовывать свои расследования. Сайт «Техас Трибьюн» был создан в 2009 году, когда его создателям показалось, что необходимо восполнить недостаток в журналистских расследованиях о политике в штате Техас. После запуска сайта 90% финансирования его создатели получали от фондов и крупных меценатов, но сегодня данный показатель сократился до 40%, по данным журнала «Колумбия Журнализм Ревью». В 2012 году данному некоммерческому сайту, над которым сегодня работают 17 журналистов и 15 технических специалистов, бизнес девелоперов и администраторов, удалось получить небольшую прибыль путем взимания членских взносов, проведения мероприятий, корпоративного спонсорства и рекламы. Сайт также использовал капитал, выделенный на свой запуск, для покупки «Техас Викли», еженедельной политической рассылки, которую можно получить только оплатив подписку, что стало еще одним источником дохода. Сегодня сайт собирается выпускать специализированный бюллетень о проблемах воды в штате Техас под названием «Флоу». Этот проект может положить начало нескольким рассылкам по электронной почте по специализированным вопросам политики штата.
Сайт всегда старался расширить аудиторию за счет партнерства с 27 газетами и 11 телеканалами штата. Также сайт давно успешно сотрудничает с «Нью-Йорк Таймс» и помогает национальной газете освещать политику штата Техас.
Партнерство также может помочь медиакомпаниям освещать совершенно новые области контента. Словацкий новостной еженедельник «Тыждень» использовал свою репутацию высококачественного печатного издания, посвященного визуальной журналистике: создатели сайта применили и расширили уникальный стиль печатного издания в рамках стратегии по созданию платного контента. Еженедельник также заключил партнерское соглашение со словацким национальным телевидением, чтобы выпускать в прямом эфире еженедельную дискуссионную телепередачу. Партнерство может одновременно увеличить аудиторию и доход, а также может стать настоящим колесом фортуны.
Электронные книги: развитие нового рынка
Некоторые СМИ как в развитых, так и в быстро развивающихся интернет экономиках проводили эксперименты по опубликованию длинных журналистских материалов в виде электронных книг. Электронные книги являются достаточно недорогим методом по извлечению дополнительного дохода из уже существующего контента.
«Амазон» создал специальный формат, «Киндл Синглз», Kindle Singles, для коротких художественных и нехудожественных произведений, включая длинные газетные или журнальные статьи, для популярной линейки устройств для чтения электронных книг. Большое количество крупных журналов и газет таких, как «Атлантик», The Atlantic, «Вэнити Фэир», Vanity Fair, и «Гардиан», Guardian, которая создала проект «Гардиан Шортс»,Guardian Shorts, опубликовывают журналистские расследования в такой форме. Газета «Гардиан» создала новый проект «Киндл Синглз», освещающий события недавнего скандала в Великобритании, связанного с прослушкой телефонов некоторыми СМИ для получения сенсаций.
Публикация длинных статей в виде электронных книг создает новые возможности также для нетрадиционных СМИ, таких как «ПроПублика», ProPublica (американский сайт, посвященный расследовательской журналистике, существующий за счет поддержки со стороны фондов). Данному сайту удалось успешно продавать длинные статьи в виде электронных книг, что позволило компании приобрести источник дохода, независимый от синдиката с другими СМИ или от сайта. Материалы о Пакистане и взрывах в Мумбаи можно бесплатно скачать с сайта, но статья, которая продавалась за 99 центов оказалась на втором месте в топе 10 бестселлеров «Киндл Синглз», по данным «Харвадрз Ниман Лэб», Harvard’s Nieman Lab.
СМИ, которые избрали данную стратегию, выяснили, что читатели часто хотят иметь возможность подписаться на журналистские расследования, а не покупать отдельные статьи. Казалось бы, возможность покупать только интересные статьи должна быть привлекательна для читателей, но владельцы газеты «Торонто Стар», Toronto Star, после анализа продаж выяснили, что им удалось продать только от 100 до 300 скачиваний статьи по цене 4,99 канадских долларов. Сэнди МакЛеод, вице-президент по потребительскому маркетингу газеты «Торонто Стар», заявила в интервью Эрику Марку До из «Проекта канадская журналистика», Canadian Journalism Project, что даже для того, чтобы добиться такого уровня продаж пришлось приложить «уйму усилий» по маркетингу. С такими затратами на маркетинг было сложно представить, как удастся получить достойную прибыль с помощью данного проекта.
Чтобы справиться с данной проблемой, газета решила создать модель продажи, основанную на подписке. Сегодня за 4 канадских доллара и 33 цента, включая налоги, читатели получают рассылку по электронной почте со ссылками на самые свежие статьи, а также полный доступ к каталогу предыдущих рассылок. Читатели, которые не оформили подписку, могут приобрести отдельные статьи за 2 канадских доллара и 99 центов. Сэнди МакЛеод поставила цель достичь к лету 10 000 подписчиков.
Мбук (Mbook) и публикация по требованию
Тенденция к повторному опубликованию и перепродаже длинных статей в виде электронных книг распространяется не только на развитые интернет экономики. В прошлом году в Южной Африке было создано издание «Мампоер Шортс»,Mampoer Shorts, посвященное длинным нехудожественным произведениям. Проект публикует статьи размером от 10 000 до 15 000 слов на основных цифровых платформах: «айОС», «Андроид», «Киндл», читалки «Кобо», компьютеры на «Виндоус» и «Макинтош», а также на печатных носителях. Каждая статья стоит 2 доллара 99 центов. Из них автор получает 30%, а 70% остается проекту «Мампоер Шортс» за то, что он выполняет роль традиционного и цифрового издателя, по данным южно-африканского сайта «Букс Лайв», Books Live. Проект был основан известными деятелями южно-африканских СМИ, которые надеются на продажу 5 000 скачиваний каждой статьи.
«Сообщения о введении платного контента появляются везде. Люди начинают привыкать платить за высококачественный контент онлайн, и я уверен, что качественная журналистика возможна только, если читатели будут платить за контент», – заявил Антон Харбер, издатель и ученый, на церемонии открытия проекта.
Тем не менее, важно не зацикливаться на планшетах и электронных книгах, которые порой являются редкостью на развивающихся цифровых рынках. Креативные предприниматели используют мобильные телефоны и мобильные социальные сети, такие как «Мксит», Mxit, для распространения художественных и нехудожественных материалов. Популярная африканская социальная сеть опубликовала первую книгу «Мбук», Mbook, в 2009 году. Компания продолжает заниматься распространение через «Мбук» романов, направленных на молодежную аудиторию.
Важно помнить о мобильных платформах, как о потенциальных каналах распространения контента, особенно в связи с широким распространением «планшетофонов»: смартфонов с широким экраном, которые могут заменить и планшет и телефон. На многих рынках потребители не будут покупать отдельно компьютер или планшетник, а приобретут смартфон с большим экраном, например, «Самсунг Гэлэкси Ноут», Samsung Galaxy Note.
Часто мы думаем о технологии только с цифровой точки зрения, но новые технологии совершили революцию и в мире печатных СМИ. Стоит всего лишь вспомнить революцию настольных компьютеров в редакциях, которая началась в 1980-х, чтобы по достоинству оценить изменения, которые цифровые технологии привнесли в печать. «Мампоер Шортс» также распространяется в Южной-Африке на бумажном носителе пионерами печати по требованию: компанией «Пэйперайт», Paperight. Вместо того, чтобы строить специальные типографии для печати по требованию, «Пэйперайт» использует копировальные центры, которые разбросаны по всей Южной Африке.
В Южной Африке есть определенный круг цифровых читателей, но компания может охватить большую аудиторию с помощью копировальных центров. Выступая в этом году на конференции, основатель и генеральный директор «Пэйперайт», Артур Этвелл, описал цифровую пропасть в Южной Африке, изучив которую, он нашел возможность для развития:
«Я родом из Кейптауна, Южная Африка. По профессии я издатель учебной литературы, а также занимался изданием электронных книг. Южную Африку можно разделить на две разные страны: около 2 миллионов состоятельных людей, которые поддерживают печатные издания (не включая издания учебной литературы, которая остаются самым крупным сегментом рынка), и около 48 миллионов людей, которые никогда не смогут купить электронную книгу, у которых нет кредитных карт для покупок онлайн, которые даже не могут физически дойти до книжного магазина. Чтобы все люди имели возможность читать книги, нам необходимо полностью пересмотреть то, как мы их продаем.
Используя Интернет, компьютеры и принтеры, а все это есть в большинстве копировальных центров в Южной Африке, мы нашли возможность продажи учебников, литературы и даже длинных журналистских статей, таких как «Мампоер Шорст», миллионам южноафриканцев, у которых нет устройств для чтения электронных книг».