Центр исследований РИА Новости представил во вторник свой первый доклад, в котором проанализированы тенденции развития новостного сегмента медиаотрасли России. Авторы исследования пришли к выводу, что доверие и интерес россиян к новостным сайтам растет, а к телевидению снижается. Кроме того, исследователи прогнозируют, что в ближайшие годы СМИ ждет конкурентная борьба за аудиторию в регионах РФ.
По словам главного редактора РИА Новости Светланы Миронюк, подобные исследования будут проводиться ежегодно.
Доверие к интернету растет
Исследование, начатое в декабре прошлого года, состоит из восьми глав, каждая из которых затрагивает актуальные вопросы, связанные с состоянием и тенденциями развития СМИ в России в 2012-2013 годах. Первая глава посвящена усилению роли интернета как источника новостей.
"Анализируя данные исследовательских компаний, мы можем констатировать продолжающийся рост интереса пользователей к интернету как к источнику новостной информации как в мире, так и среди российской интернет-аудитории", — говорится в докладе "Тенденции развития новостного сегмента медиаотрасли России", который был представлен во вторник в РИА Новости.
Как отмечается в документе, по данным агентства comScore, прирост мировой аудитории в категории News/Information в 2012 году составил 5%. По данным TNS Web Index, объем месячной аудитории ведущих российских новостных сайтов в октябре 2012 года составлял 21,9 миллиона человек, что составляет 61% от интернет-аудитории. По отношению к октябрю 2011 года прирост составил 13,2%, что немного выше прироста интернет-аудитории в целом (13%).
"Помимо роста использования интернета как источника информации 2012 год позволил зафиксировать рост доверия к данному новостному каналу. По данным ФОМ, еще в 2010 году только 4% населения отмечали новостные сайты как источник информации, которому они доверяют больше всего, а в 2012 году данный процент составлял уже 11%", — говорится в исследовании.
На фоне роста доверия к интернет-СМИ наблюдается обратная тенденция по отношению к телевидению как источнику информации. "В 2012 году, по данным ФОМ, только 57% опрошенных респондентов назвали телевидение источником, которому они доверяют больше всего. Для сравнения, в 2010 году доля таких респондентов составляла 71%. Особенно заметны эти тенденции среди интернет-пользователей", — отмечается в докладе.
Кроме того, авторы исследования указывают на существенный рост аудитории, читающей новости с мобильных устройств. Наряду с этим возросло и число подписчиков на аккаунты СМИ в социальных сетях, что привело к необходимости серьезно задуматься об оценке эффективности взаимодействия медиа с аудиторией Facebook и "ВКонтакте", считают авторы работы.
Битва за регионы
Исследователи также прогнозируют, что СМИ в ближайшее время ожидает конкурентная борьба за регионы.
"Основной ареной конкуренции в ближайшее время станут регионы", — сказала руководитель Центра исследований РИА Новости Елена Слинько, презентуя доклад. Она подчеркнула, что особенно это касается интернета и новых медиа.
Слинько привела данные, согласно которым прирост среднемесячной аудитории интернета в регионах за последние два года значительно превышает аналогичные показатели по Москве и Санкт-Петербургу. В городах-миллионниках такой прирост с осени 2010 по осень 2012 составил 46,3%, в селах — 47,3%, в то время как в Москве — всего 25,5%.
По словам руководителя центра, региональные новости более востребованы, чем вести из центра, а посещаемость местных порталов выше, чем федеральных. "Чаще всего источником новостей для россиян становятся именно городские порталы", — добавила Слинько.
Вместе с тем в исследовании отмечается, что российский рынок в целом не готов к повсеместному введению платы за контент, исключение составляют три сектора: деловая и финансовая информация, нишевой и узкоспециализированный контент, а также сегмент изданий B2B. В исследовании приняли участие руководители ведущих российских СМИ и медиаэксперты.
По мнению медианалитиков, в остальных сегментах бесплатной информации слишком много, а настоящего эксклюзива слишком мало. "К тому же издатели говорят о том, что технология введения paywall (система взимания платы за контент) достаточно дорогая сама по себе, и отбить расходы даже на администрирование платного доступа сложно", — говорится в докладе.
Модель платного доступа может оказаться успешной в том случае, если paywall вводится на страновом уровне в результате соглашения между СМИ, как это произошло в Словакии и Словении по инициативе Piano Media, полагают авторы исследования.
Инфографика в тренде
Еще одной тенденцией в СМИ является развитие инфографики как способа подачи информации. По мнению исследователей, толчком к развитию новостной инфорграфики послужил возрастающий интерес ведущих СМИ к журналистике данных.
При этом доцент факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Оксана Силантьева подчеркивает, что инфографика бывает разной. "Сейчас сеть наводнили большие сложные схемы, которые хорошо смотрятся на А0, но не как сетевая картинка… Пока очень редко встречается интересная и полезная инфографика. Пока это увлечение новым форматом, модный тренд, который не нащупал свое отличие от других форматов, свою специфику, свое место в комбинации медиа", — говорит Силантьева, слова которой приведены в докладе.
Таким образом, авторы исследования приходят к выводу, что инфографика будет трендом 2013-2014 годов, но СМИ предстоит научиться работать с этим форматом и готовить аудиторию к восприятию сложных данных.
Пожелания на будущее
Главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк, представляя доклад, отметила, что авторы исследования попытались проанализировать как практику управления медийными холдингами, так и теорию, чтобы посмотреть на медиаотрасль с разных сторон. Она также добавила, что исследования новостного сегмента медиарынка будут проводиться каждый год.
Руководители ведущих российских СМИ и медиаэксперты, которые приняли участие в исследовании, отметили плюсы доклада и высказали свои пожелания на будущее.
Так, декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова считает, что в данном исследовании впервые поставлен акцент на бизнес-модели для новостного сегмента.
"Скажу про плюсы исследования, совершенно очевидные. Мне кажется, впервые в России поставили акцент на том, что новостной сегмент не обязательно слит с сегментом развлекательным", — сказала Вартанова в ходе круглого стола в РИА Новости. В то же время она считает, что надо больше уделять внимание медиа-кампания как брендам.
В свою очередь генеральный директор издательского дома "Коммерсант" Павел Филенков ждет в следующих докладах обобщений успешного опыта СМИ, а главный редактор "Ленты.ру" Галина Тимченко хотела бы получить возрастной срез медиа-потребителей и подробного исследования по инфографике, которая становится трендом.