2012 год стал для телевизионных компаний мира рекордным по числу привлеченных зрителей. Таковы итоги крупнейшего исследования «Один телевизионный год в мире», которое проводит компания Eurodata TV Worldwide. По рейтингам 5500 каналов в более чем 100 странах мира были сделаны выводы о важнейших телевизионных трендах.
Аудитория в 2012 году пришла к экранам в первую очередь благодаря крупным спортивным событиям.
Европейский чемпионат по футболу – главное телевизионное событие года в Германии, Испании, Италии, Нидерландах. Олимпиада собрала максимальную аудиторию в Великобритании и США. Во многом именно со спортивными событиями аналитики связывают рост общего времени смотрения в нескольких странах.
Во Франции, Испании, Нидерландах, Италии продолжительность телепотребеления выросла, в США (-4 мин), Японии (-2 мин) и Германии (-4 мин) упала, но не намного.
Большинство зрителей продолжают смотреть телевизор традиционным способом, но число пользователей, которые уходят от экранов к мониторам компьютеров с каждым годом растет. Меняется поведение зрителей.
В США 57% пользователей одновременно смотрят телевизор на своих планшетниках и смартфонах и, к примеру, проверяют электронную почту. Во Франции 51% зрителей старше 15 лет смотрят ТВ и в тоже время используют планшетники или лаптопы. В Бразилии 43% зрителей и телевизор смотрят и общаются онлайн.
Такое поведение пользователей меняет работу телевидения, задача которого теперь уже не только произвести уникальный продукт, но и распространить его на все платформы, которые есть у зрителя, расшарить информацию в социальных сетях, привлечь пользователей через игры и возможность интерактивного общения.
Телевидение меняется
Среди открытий 2012 года аналитики называют сериал «Стрела». Эта телевизионная история по комиксам о герое, который днем – прожигатель жизни, а по ночам – защитник города, дает хорошие рейтинги американскому телеканалу CW.
В 2012 году телевидение по-новому взглянуло на тему религии. Телеканал GSN запустил игровое шоу «Американское соревнование по библии» (The American Bible Challenge). Это и викторина с вопросами-ответами, и игровые задания, к примеру, расставить по порядку смертные грехи. Может быть, истово верующим такой жанр покажется странным, но аудитории он понравился.
Изменились шоу со знаменитостями. В 2012 году были популярны программы, в которых звезды занимались спортом. Celebrity Splash отправил звезд в бассейн, чтобы аудитория могла увидеть, как они будут прыгать с трамплина.
Телевидение посчитало своим долгом говорить о проблемах, вызванных финансовым кризисом, и не только в информационных программах. Телеканал TLC (США) запустил реалити «Я нашла платье» (I found the gown). Это – программа для невест времени экономического кризиса, которые должны найти себе шикарное свадебное платье по сниженной цене. Немецкий RTL II делает шоу «Мой новый век» с полезными советами на тему, как экономить на автомобиле.
Датское телевидение запустило симпатичный проект «100 дней на…», в нем известные личности пропагандируют вечные ценности. Используя социальные сети, своих друзей, знакомых и просто встреченных на улицах людей, они создают общественные кампании на разные темы: толерантность, любовь, здоровье и так далее.
Еще один проект – «Аудитория» (The Audience) – реалити-шоу Channel 4 – UK, в котором незнакомые люди помогают героям решить какую-либо жизненную дилемму: менять ли работу, уехать в путешествие или остаться дома и так далее.
Часто люди, которые приходят за советом, в телевизионной аудитории глубоко раскрываются, и оказывается, что их проблема не так проста, как кажется на первый взгляд.
Американское Bravo-TV запустило шоу «Стартпапы: Селиконовая долина» (Start-ups: Silicon Valley). Смысл шоу, как и следует из названия, придумать перспективный технологический geek-стартап, набрать команду, обойти конкурентов и получить деньги на запуск предприятия.
Все эти общественные и социальные проекты телевидения хорошо были приняты аудиторией.
2012 – апокалипсис, чудаки, субкультуры
Весь год мир ждал конца света и, конечно, телевидение не могло остаться в стороне от этой темы. Причем в самых разных форматах. Японское телевидение выпустило тележурнал «Последнее предупреждение» (Last Warning). Американцы запустили сериал Revolution о жизни людей после катастрофы, главная беда по сериалу – исчезновение электричества.
Во Франции аудиторию собрали «Признаки» (Les Revenants), в котором главные герои борются с зомби. Бразильское ТВ показало сериал «Как пережить конец света» (Como Aproveitar o Fim do Mundo), в котором герои пытаются исправить свою жизнь накануне роковой даты. Еще один любопытный тренд 2012 года – вывод в главные герои отрицательных персонажей.
В примерах – сериалы «Красавица и чудовище» (Beauty & the Beast), где главный герой оборотень, «Распутье» (Hit & Miss), о трансексуалке-киллере, которая узнает, что у неё есть сын от бывшей подружки, и сериал о главе мафии Пабло Эскабар (Pablo Escobar, el patron del mal).
В качестве главных героев в новых сериалах нередко чудаки. Ситком NBC «Новая норма» (The New Normal) рассказывает о гей-паре, мечтающей иметь детей, и девушке, которая становится для них суррогатной матерью. Турецкие кинематографисты не остались в стороне от тренда и сняли ситком «Гарем» (Harem), где с большим юмором рассказывают о несчастной жизни мужчины с большим количеством женщин.
Телевидение также снимает реалити, шоу, документальные фильмы и сериалы о людях обособленных сообществ: культурных, религиозных, этнических. Раньше это было скорее темой для авторского кино, сейчас выходит на большие экраны.
Автралийское телевидение представило сериал о современной жизни 6 женщин-аборигенов Redfern Now, в Великобритании с успехом идет шоу талантов «Еврейская мама года» (Jewish mum of the year). Телевизионным открытием стал документальный сериал Ainsi soient-ils о молодых людях, которые принимают решение стать священниками, об их сомнениях и проблемах, с которыми они сталкиваются. Таких форматов на телевидении раньше не было.
2012 – итоги
2012 год, по мнению аналитиков, можно назвать годом телевизионных перемен. Телевидение очень внимательно следит за запросами аудитории и все больше внимание уделяет Интернету. Использует социальные сети, вовлекает пользователей играми и конкурсами в вебе.
Телевидение также внимательно следит за вирусными трендами, и сейчас можно быть уверенным, что если интернет-аудитория начинает, развивает, продвигает какую-то тему, очень скоро она появится на экранах телевидения в любом из подходях форматах: реалити, конкурса, шоу или даже сериала.
Интерньюс благодарит компанию Eurodata TV Worldwide и лично Nassima Boudi за дружеское общение и предоставленные материалы.