Как известно, у России особый путь. Пока весь мир пытается освоить выпущенный компанией Twitter сервис Vine, русскоязычные трендсеттеры увлеклись местной разработкой — сервисом Coub. Возможно, вскоре они поменяются местами: у Coub большие амбиции и хороший потенциал, а Vine, если наберёт популярность на Западе, станет актуален и в России. В любом случае, перед нами два новых сервиса, которые достойны внимания.
Vine — это приложение для айфона, которое позволяет публиковать шестисекундные видео, монтируя их одним нажатием пальца прямо в процессе съемки. Coub - веб-сервис, позволяющий взять любой существующий ролик на Youtube или Vimeo и сделать из него закольцованный фрагмент, наложив свою звуковую дорожку.
Создатели произносят название как [куб], а не [коуб], но автор этих строк сильно сомневается, что такой вариант приживется в русском языке. Coub инструмент по сути своей постмодернистский, его ключевая функция - получить дополнительный смысл из существующего произведения. Идеальный пример - гениальный коуб, объединяющий видеоряд из фильма «Жестокий романс» с треком рэпера Кендрика Ламара:
Vine, напротив, инструмент реалистический, ограничивающий переработку чужого материала (загрузить существующее видео туда нельзя, максимум – снять экран другого устройства). Vine запустился в январе 2013 и на глазах проходит путь развития, постепенно пройденный ранее кинематографом: осторожно осваивается эффект Кулешова, проверяются комические эффекты монтажных склеек, создаются «спецэффекты» за счёт приёмов стоп-моушен. Получается примерно вот так (ссылка) или так (ссылка).
Понятно, что Vine во многом похож на Твиттер - если вам есть что сказать, вы освоили лаконичный выразительный язык и у вас есть чувство юмора, то это отличный путь к популярности или поддержка популярности уже существующей. Тут нужно быть оригинальным, нужно понимать, что снимать и зачем, иначе получится довольно унылый видео-дневник, интересный только сильно любящим вас людям.
Coub пригоден скорее для «лулзов», хотя создатели и предлагают другие варианты использования, в том числе и вполне серьёзные. Как и формат GIF, переживающий нынче вторую молодость, он хорошо подходит для распространения мемов и разных забавных визуальных образов.
Нужно ли вам заводить аккаунт? В Coub – не обязательно. Все самые лучшие коубы всё равно попадут в вашу фейсбуковскую ленту, а времени смотреть все подряд ролики друзей у вас вряд ли хватает. Впрочем, вы наверняка захотите попробовать собственные силы, но и тогда заходить на coub.com будете только чтобы проверить количество просмотров и порадоваться своей удачной находке.
Vine - другое дело. Поставить его на свой айфон обязан каждый, кто хочет быть в медийном тренде, а находить пять минут в неделю на ходу полистать editor’s picks, зачастую довольно забавные, нетрудно. Наверное, через год ваша лента окажется забитой видео детей и котов ваших друзей, но пока просматривать Vine - вполне приятное занятие.
Другой вопрос: стоит ли вам присутствовать в Коубе и Вайне как бренду или компании? Чтобы принять решение, которое может потребовать расхода времени, а значит и денег, нужно учесть ряд факторов.
Бренды, на которые можно подписаться в Vine: Cadbury, GAP, Urban Outfitters, Arsenal FC, General Elecric.
Вайн требует, чтобы ваша аудитория установила себе приложение -– да, ролики можно встраивать в любую страницу, но здесь всё как в инстаграме: работает только внутри микрокосмоса, и не будет и вполовину так привлекательно для не-пользователей. Конечно, если вы сильный бренд, вы можете убедить людей установить себе Vine, но скорее будьте готовы к тому, что там вас увидят только самые передовые россияне. Хорошим показателем будет 100-150 подписчиков не-ботов (они скоро придут, не сомневайтесь).
Коуб - наоборот, никакой регистрации от зрителя не требует, и отлично подходит для публикации в уже имющихся у вас каналах, в первую очередь - на Фейсбуке.
Для Вайна нужно что-то снимать, причём обязательно на iOS устройство, и в идеале - делать это с выдумкой. На это может оказаться неспособен ваш SMM-менеджер (если он, конечно, не посещает вечерами курсы кинодокументалистов), а значит, возникнут новые затраты. Для Коуба достаточно хорошего чувства юмора - любой, кто делал смешные картинки по меметическим шаблонам, сможет сообразить, как выжать десяток лайков из закольцованного видео.
Вайн позволяет вам создавать уникальный, оригинальный контент - дать пользователям доступ к чему-то, чего они больше нигде не увидят. Какие-то закулисные моменты, которые на ютьюбе будут смотреться куцо, но передают атмосферу, ощущения, идеальный пример - Vine футбольного клуба Арсенал, в котором они публикуют короткие приветы от футболистов, видео из подтрибунных помещений и так далее. Если у вас есть фанаты, которые мечтают за вами подглядеть - вы дадите им то, что нужно.
Коуб работает с уже снятым видео. Либо вашим, либо чужим (ситуацию с правами комментировать, впрочем, сложно). Это может быть забавно и даже вирусно, но вряд ли даст ощущение эксклюзива лучше, чем обычный видео-ролик. Оба формата очень зависят от того, есть ли вам что показать - если ваш товар хорош «лицом», то шансы уже есть, если же вы делаете что-то сугубо не-визуальное, забудьте (ну или будьте гениально креативны).
Таким образом, для большинства компаний и брендов специально идти в эти сервисы пока рано. Но их определённо нужно иметь в виду. Coub может пригодиться в любой момент, а в Vine надо будет «запрыгнуть», когда он немного наберёт ход. Не думайте, что здесь не нужно быть первым: авиакомпании, поленившиеся вовремя обозначить своё присутствие в Инстаграме, получили немалый репутационный урон из-за мошенников, от их имени распространявших информацию о несуществующих акциях и розыгрышах билетов.
В конце концов, лучше оказаться первыми перед пустым залом (пусть и рискуя тем, что зрители так и не соберутся), чем встать последним в длинную очередь к микрофону, когда другие уже захватят внимание аудитории.