Драйверами роста являются непрекращающийся интерес пользователей к социальным сетям и увеличение объема видеосмотрения. Продвижение в социальных сетях уже сформировалось как полноценный канал с выраженной медийной составляющей. Огромная аудитория привлекает рекламодателей, а технологии размещения стремительно эволюционируют в сторону точного таргетирования рекламных сообщений отдельному пользователю с учетом его интересов, благодаря использованию данных профилей и поведения пользователей. Большие ожидания возлагаются на развитие модели RTB (real time bidding) – показ рекламных сообщений по аукционному принципу определенной аудитории независимо от площадки. Грань между медийной и контекстной рекламой становится все более размытой. Тем не менее, в данной статье мы выделим медийную рекламу из всего сегмента и проанализируем наиболее значимые изменения в распределении бюджетов рекламодателей в 2012 г.
По итогам года, большая часть выделяемых на интернет бюджетов пришлась на контекстную рекламу. Ее объем составил 38.4 млрд руб., также этот субсегмент продемонстрировал самый высокий годовой рост – 45%. На медийную рекламу было выделено 17.9 млрд руб., а ее рост составил 17%, что тоже превышает среднерыночный показатель. При этом годом ранее динамика была +45%. Ее резкое замедление вызвало опасения у представителей интернет-отрасли и игроков рекламного рынка относительно перспектив сегмента. Попробуем разобраться, в чем кроется причина.
С одной стороны, для рекламного рынка в целом 2012 г. стал годом с самыми низкими темпами роста после восстановления от кризиса 2009 г. Замедление притока рекламных денег на рынок отразилось и на медийном субсегменте в интернете. С другой стороны, для него прошедший год оказался нехарактерным в плане распределении бюджетов в течение года: «хорошее» 1-е полугодие (особенно 2-й квартал) и относительное низкие 3-й и 4-й кварталы, что, собственно, и вызвало волнение участников рынка (см. Рис.1).
Рис. 1. Динамика бюджетов в медийной интернет-рекламе по кварталам, 2010-2012 гг., млрд. руб. без НДС