Министерство связи и массовых коммуникаций предложило изменить систему подготовки будущих журналистов, чтобы выпускать не узкопрофильных, а универсальных специалистов. Как сообщает «Интерфакс», об этом заявил 7 февраля замминистра Алексей Волин.
По мнению чиновника, в современных реалиях СМИ будут стремиться к сокращению штата редакции и искать «универсального сотрудника», способного «сделать фотографию, быстро написать информационное сообщение для сайта как для новостного агентства, развернуть его в нормальную статью для газеты или журнала, в том числе и в мультимедийном формате, смонтировать небольшой телесюжет плюс выступить с репортажем на радио».
В таком случае, по словам замминистра связи, конкурентоспособным окажется «универсальный» специалист, который будет «уметь делать все». Волин подчеркнул, что подготовка журналистов происходит в настоящий момент «по старинке». Так, отдельно идет подготовка специалистов по радио, телевидению и печатным СМИ. В результате из вузов выходят узкие специалисты, как, например, «специалист по проблематике медиавзаимодействия конфликтных ситуаций в этнической сфере».
Между тем, по словам Волина, человек, получивший журналистское образование, должен, прежде всего, иметь «нормальный кругозор», уметь грамотно читать и писать, правильно ставить ударения и пользоваться современными средствами связи. Всему остальному, по мнению чиновника, сотрудник сможет научиться при необходимости в процессе работы.
В этой связи Минсвязи предполагает обратиться к министерству образования с предложением изменить стандарты образования, учебные планы и аттестацию вузов, занимающихся подготовкой журналистов, а также в целом сократить количество подобных учебных заведений. Волин отметил, что в настоящий момент в стране налицо переизбыток журналистов, в то время как с переходом на «мультимедийность» станет возможным сокращать число сотрудников и повышать зарплату тем, «кто работает больше».
Предложение Минсвязи об изменениях в учебных заведениях, готовящих специалистов СМИ, появилось на фоне проводимой Минобрнауки проверки российских вузов на «эффективность» в рамках подготовки реформы образования. При этом критерии определения «неэффективности» учебных заведений в научном и преподавательском сообществе были восприняты скептически. Новый закон об образовании вступил в силу 1 января 2013 года.